Россия — друг или враг?

Во время дебатов по внешней политике на прошлой неделе многие страны и регионы остались вообще без внимания. Россию же вспомнили десять раз.

 

Кандидат в президенты от Республиканской партии Митт Ромни отстаивал свое убеждение в том, что Россия — это геополитический враг Америки номер один. К этому утверждению Ромни добавил следующее: «Я не намерен носить розовые очки, когда дело касается России или господина Путина».

 

Президент Обама, чья администрация считает одним из своих главных успехов во внешней политике «перезагрузку» отношений с Россией, обвинил Ромни в том, что тот застрял в менталитете холодной войны 1980-х годов.

 

Так кто же Россия? Друг или враг? Ответ, как и на большинство вопросов из сферы внешней политики, таков: немного и того, и другого. Но если рассматривать данный вопрос более фундаментально, заслуживает ли Россия того, чтобы так выделять ее в сегодняшнем мире, полном серьезных проблем и вызовов?

 

Несомненно, Россия — большая и важная страна, и зачастую она создает значительные препятствия на мировой сцене. Но конечно же, она больше не стоит в ряду главных внешнеполитических приоритетов и проблем США.

 

Россия занимает огромное пространство, но значительная часть этой территории — замерзшая тундра. Да и по численности населения она занимает всего лишь девятое место в мире. Россия обладает значительными минеральными и энергетическими ресурсами и добывает много нефти и природного газа, однако для освоения новых месторождений ей понадобятся огромные капиталовложения. Россия также сохраняет значительные вооруженные силы и имеет большой арсенал ядерного оружия, но ее армия ослаблена и нуждается в модернизации. Российская экономика трещит по швам, и среди ее проблем на перспективу — сокращение численности рабочей силы, убыль населения, мощная коррупция и слабая инфраструктура.

 

У России есть несколько важных рычагов международного влияния, которые она использует к собственной выгоде. Эта страна является постоянным членом Совета Безопасности ООН и обладает ценным правом вето, которое она использовала недавно, чтобы заблокировать действия в Сирии. Кроме того, она входит в состав других важных многосторонних организаций. Россия также находится неподалеку от ряда стран, представляющих интерес для США, включая Китай, Афганистан, Иран, Ирак и Сирию.

Сторонники перезагрузки, говоря о дружественной природе России, указывают на ратификацию договора СНВ-3 о сокращении ядерных вооружений, на соглашение о жестких санкциях в отношении Ирана и на предоставление маршрутов снабжения войск, воюющих в Афганистане. Хотя отношения между США и Россией теплыми не назовешь, в целом после российско-грузинской войны 2008 года они были довольно продуктивными.

 

Критики России, заявляя о ее враждебности, отмечают, что эта страна мешает проведению более активных действий против Ирана и началу интервенции в Сирии, и что Соединенные Штаты должны более активно осуждать Москву за ее слабые показатели в деле развития демократии, защиты прав человека и власти закона.

 

Ромни постарался пояснить, что он не считает угрозой Россию как таковую. Однако его риторика может привести к ужесточению российских позиций. Российский президент Путин уже заявил, что ярлык «геополитического врага» заставляет Россию думать, что она вполне обоснованно выступает против американских планов ПРО в Европе, и что теперь она укрепится в своей решимости противостоять этой системе.

 

Но жесткие заявления Ромни в большей мере обусловлены внутренними расчетами, чем геополитическими соображениями. Резкие высказывания в адрес России приходятся по душе части американского электората, особенно — выходцам из Восточной и Центральной Европы, проживающим в Огайо и Пенсильвании. А его стратеги, наверное, надеются, что суровость в отношении России напомнит ностальгирующим избирателям о прежних годах, когда Соединенные Штаты были бесспорным лидером, выступающим против четко обозначенного врага.

 

Но в предстоящие четыре года и далее будет масса вопросов, по которым США придется сотрудничать с Россией. Кроме проблем контроля вооружений и неразберихи на Ближнем Востоке, двум странам придется совместно работать над рядом важных вопросов глобальной безопасности, относящимся к терроризму, наркоторговле, торговле оружием и распространению оружия массового уничтожения.

 

Соединенные Штаты сталкиваются с множеством серьезных международных проблем, и Россию не следует ставить во главу этого списка. Пусть присяжные заседатели продолжают спорить о том, друг Россия или враг, но она не проходит первым номером ни в той, ни в другой категории.

 

Аня Шмеманн — руководитель программы в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations).

 

——

 

Комментарий к статье:

 

1913Intel

«Так кто же Россия: друг или враг? Ответ, как и на большинство вопросов из сферы внешней политики, таков: немного и того, и другого. Но если рассматривать данный вопрос более фундаментально, заслуживает ли Россия того, чтобы выделять ее отдельно в сегодняшнем мире, полном серьезных проблем и вызовов?»

А теперь скажите мне, сколько раз с 2007 года Россия угрожала США и Западу ядерным нападением или нацеливанием на них ракет? 15 раз. Некоторые российские лидеры грозят ядерной войной из-за Ирана. Другие угрожают ядерной войной из-за вмешательства в дела Ближнего Востока. И перед лицом всех этих исходящих из России угроз Соединенные Штаты стремительными темпами сокращают свой ядерный арсенал. А журналисты еще более оскорбительным образом практически не признают, что Россия представляет угрозу. Между тем, Россия это такая страшная угроза, что нам следует забыть о холодной войне и начать думать о войне «горячей». Подобно тому, как эксперты и журналисты не заметили приближение 11 сентября, глобального финансового кризиса и арабской весны, они и сегодня сохраняют свою слепоту, не обращая внимания на то, что ядерная война смотрит им прямо в лицо. Они просто не видят приближающихся масштабных изменений.

 

Оригинал публикации: Russia: Friend or Foe? / («The National Interest», США)

http://inosmi.ru

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.