Россия без слов

Некоторые правительства ведут себя так, что не нужны никакие комментарии. Достаточно свести воедино части их внутренней и внешней политики, и тогда получится, возможно, не совсем удачное мозаичное полотно, но зато весьма показательное. Россия под руководством Владимира Путина – как раз тот самый случай.

 

Начать можно с внутренней политики. С понедельника на этой неделе депутаты партии власти в российском парламенте ломают себе голову над тем, каким образом можно было бы ограничить свободу выражения мнений парламентариев. Цель состоит в том, чтобы в будущем иметь возможность лишить мандата тех депутатов, которые позволяют себе «враждебные по отношению к государству высказывания». До последнего времени лишение депутатского мандата возможно было только с санкции суда, но в будущем решения большинством голосов в комиссии по этике или в президиуме Думы будет достаточно для того, чтобы вышвырнуть народного представителя из парламента.

 

Кроме того, некоторые политики кремлевской партии «Единая Россия» в настоящее время работают над изменением закона о средствах массовой информации. Если их усилия увенчаются успехом, то тогда газеты и журналы, находящиеся в собственности иностранных фирм или частично не принадлежащие российским инвесторам, уже в этом году будут включены в списки «иностранных агентов». Здесь кроется определенная угроза, если вспомнить о советской истории, а также о том, как в прежние времена обращались с так называемыми «иностранными агентами».

 

События прошлой недели свидетельствуют о том, что подобного рода намерения отнюдь не являются летними развлечениями для скучающих кремлевских чиновников. С прошлой пятницы российские организации и группы правозащитников под угрозой огромных штрафов обязаны регистрироваться в Министерстве юстиции в качестве «иностранных агентов» в том случае, если они занимаются политической деятельностью и получают денежные пожертвования из-за границы. Одновременно Кремль и Дума работают над тем, чтобы ограничить в стране свободу слова. И раньше им хватало возможностей заниматься преследованием оппозиционных журналистов – только в течение последних трех лет власти добились осуждения 800 журналистов за клевету. Однако уже осенью за оскорбление и клевету можно будет получить тюремный срок до пяти лет.

 

Панк-группа Pussy Riot и сегодня, без ужесточения существующих законов, имеет возможность почувствовать, что это означает на практике. Молодые женщины-музыканты из этой группы за две недели до президентских выборов отважились исполнить песню, в которой содержался призыв к Богоматери: «Пресвятая Богородица, Путина прогони!» Это уже было слишком для кремлевского Бога. С того времени эти молодые женщины сидят в тюрьме, и им теперь может грозить наказание за «хулиганство» в виде тюремного срока до семи лет.

 

Странно, что президент и его партия лишены даже малейшей уверенности в себе. В то время как оппозиция в парламенте отличается всего лишь своей интеллектуальной скудностью, различные группировки, выходящие на улицы, продолжают оставаться разрозненными, проявляют активность только в крупных российских городах, не имеют лидеров, способных мыслить стратегически, и знают только то, чего они не хотят. У них нет основательной концепции. Тем не менее Путин делает все для того, чтобы еще больше их ослабить. Он постоянно пытается натравить более консервативно настроенное сельское население страны против якобы оплачиваемых из-за границы представителей зажиточной части московской молодежи, и в результате увеличивается враждебное настроение провинции к городскому среднему классу. Таким образом происходит углубление раскола страны, и это может стать причиной новой напряженности.

 

Возможно, Путин опасается за свое самое эффективное оружие. Благодаря значительным доходам от продажи нефти ему пока удавалось выступать в роли распределяющего деньги патриарха и смягчать таким образом недовольство населения. Однако цена на нефть должна постоянно находится в районе 110 долларов за баррель для того, чтобы можно было гнать прочь хорошо известное мрачное настроение русских. Но при нынешней цене 88,49 доллара за баррель на такого рода благоденствие трудно рассчитывать.

 

Сейчас никто не может сказать, что будет происходить дальше. В любом случае лексикон времен холодной войны не подходит для описания происходящих в России событий. Скорее, внутреннюю российскую политику можно понять с помощью Украины и Белоруссии. Либерализация и вестернизация страны представляется в настоящее время столь же вероятной, как климатические изменения в Сибири и превращение этого региона в тропики. Убедительные примеры на этот счет предоставляет и российская внешняя политика.

 

Сирийский президент Башар аль-Асад продолжает убивать людей, а его палачи устраивают одну кровавую бойню за другой, и причиной всего этого в основном является оказываемая Россией поддержка. С того момента, как Россия в феврале этого года наложила вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, сирийским правителям стало ясно, что у них по-прежнему развязаны руки, когда речь идет об устранении оппозиции. Дамаск знает: эти господа в Кремле не заинтересованы в смене режима. В отличие от Запада, Россия рассматривает «арабскую весну» не как возможный прорыв на пути к демократии, а как «великую исламскую революцию» — так сформулировал свою позицию Нестор российских экспертов по Ближнему Востоку Виталий Наумкин. При этом Наумкин намекает на те радикальные перемены, которые вызвала Октябрьская революция — красная революция была чревата последствиями, и такой же будет зеленая революция. По его мнению, Россия, принимая во внимание наличие мусульманских народов в собственной империи, должна решительным образом этому противостоять.

 

И сегодня мысли Наумкина являются правилом и основным направлением кремлевской политики. В такой ситуации Россия и Запад не смогут найти общую позицию. К тому же Москва оценивает помощь Асаду как меру, направленную на ослабление американского присутствия на Ближнем Востоке. Несмотря на предпринимавшиеся в течение десятилетий усилия, направленные на то, чтобы включить Россию в архитектуру западной безопасности, Москва все еще продолжает считать Запад своим врагом. Такого рода поведение не имеет смысла комментировать. Достаточно вспомнить начальника Генерального штаба Николая Макарова. В мае этого года Макаров угрожал нанести упреждающий ядерный удар по Европе и Соединенным Штатам. И это доктор Стрейнджлав по-прежнему занимает свой пост.

 

 

Оригинал публикации: Russland ohne Worte / («Die Welt», Германия)

http://inosmi.ru

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.