Российского дипломата в США подозревают в шпионаже

Как сообщают леволиберальный журнал Mother Jones и столичная Washington Post, ФБР подозревает, что поездки американцев в Россию, которые организует и полностью оплачивает российское федеральное агентство Россотрудничество, являются частью усилий по созданию агентурной сети в США.

Отделением агентства в Вашингтоне с 2010 года заведует российский дипломат Юрий Александрович Зайцев, который также возглавляет там Российский культурный центр. Сотрудники ФБР беседовали как минимум с тремя американцами, которые участвовали в поездках в Россию, организованных Россотрудничеством, и дали понять, что считают Зайцева профессиональным разведчиком.

«Очень обидно, что в российско-американских отношениях периодически звучат отголоски холодной войны, — заявил по этому поводу Зайцев корреспондентам ИТАР-ТАСС. – Кому-то, видимо, хочется, чтобы между двумя нашими странами вновь опустился «железный занавес».

Сотрудники ФБР не сообщили своим собеседникам, на чем именно основаны их подозрения в отношении Зайцева, который числится советником посольства России в Вашингтоне и обладает дипломатической неприкосновенностью.

Как пишет корреспондент Mother Jones Молли Редден, с 2001 года Россотрудничество привозило в Россию примерно 130 молодых американцев, в том числе бизнесменов, сотрудников некоммерческих организаций и помощников политических деятелей. Среди них был 27-летний аспирант Джорджтаунского университета Ричард Портвуд, которому 30 сентября позвонили из ФБР и сказали, что срочно хотят с ним встретиться.

Откровенные беседы с ФБР

Два дня спустя Портвуд встретился с тандемом следователей в кафе рядом со своим домом, где они поделились с ним подозрениями по поводу Зайцева.

24-летний сотрудник НКО, который просил оставить его безымянным, поведал Редден, что фэбээровцы беседовали с ним дважды и «вполне откровенно» заявили, что считают Зайцева российским шпионом.

«Мы разрабатываем Юрия на предмет шпионской деятельности «, — сказали они.

Американец, по его словам, был ошеломлен этим заявлением, поскольку Зайцев отвечал его представлению о российском дипломате: «Он довольно невозмутимый, высокий, бледный».

Как выяснила Редден, Зайцев не ездил в Россию с организованными им группами и тесно не общался с их американскими членами.

ФБР охотно поделилось со своими собеседниками предположением, что цель этих поездок — выявить среди американцев потенциальных кандидатов для вербовки, сообщив сотруднику НКО, что Зайцев считал его таким кандидатом.

По словам фэбээровцев, Зайцев и его коллеги начали составлять досье на этого американца и по крайней мере еще одного участника этой программы, который в прошлом работал советником губернатора одного из штатов.

Трое американцев, с которыми беседовали сотрудники ФБР, говорят, что те пытаются опросить всех, кто побывал в России по приглашению Россотрудничества. Одну супружескую пару, например, следователи разыскали в Японии, где супруги были в отпуске.

Сотрудник НКО говорит, что следователи изучают списки авиапассажиров, чтобы выявить американцев, которые неоднократно летали в Россию по линии Россотрудничества и могли сотрудничать с Зайцевым.

Культурная программа с шиком

Участники поездок в Россию, с которыми беседовала Редден, говорят, что речь идет о типичной программе культурного обмена, «хотя и с шиком»: Россотрудничество оплачивало абсолютно все расходы, включая стоимость виз, и селило своих гостей в роскошных отелях. Например, в июне 2012 года их разместили в петербургском Sokos Hotel Palace Bridge, где останавливались участники саммитов «Большой восьмерки» и «двадцатки».

Участники той поездки встретились с руководителями правительств Санкт-Петербурга и Москвы, а также с Александром Торшиным из «Единой России».

С 2011 года Россотрудничество организовало 6 поездок. В большинстве участвовало примерно по 25 американцев, хотя в первый раз, в декабре 2011 года, в Россию ездили почти 50 человек.

На прошлой неделе Редден позвонила в Росcийский культурный центр, находящийся в вашингтонском районе Калорама. К телефону подошел Зайцев. Он отказался комментировать расследование ФБР, но согласился ответить на все другие вопросы и пригласил журналистку навестить центр.

Когда Редден явилась туда два дня спустя, ее встретила женщина по имени Галина Комиссарова, которая отказалась сообщить, какую должность она занимает, и лишь бросила: «Я просто убираю».

Комиссарова показала гостье на дверь, объяснив, что та не прислала заранее вопросы, как просил ее Зайцев. Редден пишет, что такой просьбы не было. Впоследствии она узнала из списка сотрудников посольства РФ, что Галина Александровна Комиссарова является женой Зайцева.

Последний больше не отвечает на звонки и игнорирует присланные ему вопросы.

Все трое американцев, с которыми беседовало ФБР, говорят, что им задавали примерно одни и те же вопросы: откуда они узнали о программе культурного обмена и куда их возили в России; замечали ли они там антиамериканские настроения; предлагали ли им работу и не заметили ли они чего-то подозрительного в поведении Россотрудничества?

Все трое ответили на последнюю серию вопросов отрицательно и сказали, что не нашли в поведении Зайцева ничего подозрительного. Отношений с ним никто не поддерживал.

«Россия есть Россия»

Третий американец, 26-летний житель Вашингтона, заявил Редден, что подозрения ФБР его не удивляют, и что ему наплевать, если его рассматривали как потенциального агента.

«В американской сфере влияния, — заметил он, — нет ни единого американского дипломата, который не был бы на связи с ЦРУ. Зайцев не делает ничего такого, что бы не делал любой другой культурный центр в Вашингтоне. Меня это не колышет».

После того как с Портвудом побеседовали сотрудники ФБР, он написал по электронной почте нескольким десяткам американцев, которым он раньше рекомендовал связаться с Россотрудничеством, и посоветовал им не участвовать в программе культурного обмена.

Насколько можно понять, он принял всерьез слова фэбээровцев о том, что программа обмена могла служить прикрытием для российской разведки.

«Вроде там ничем таким не пахло, — расстроенно заметил Портвуд журналистке Mother Jones. — С другой стороны, Россия есть Россия».

«Все эти страшилки сильно напоминают эпоху холодной войны», — написали журналу из российского посольства.

Его пресс-секретарь Евгений Хоришко сказал, что статья Редден является «попыткой очернить деятельность Росcийского культурного центра и повредить отношениям двух стран».

http://www.bbc.co.uk

ВСЕ НОВОСТИ…

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.