Радикализация Поволжья

Корреспондент Berliner Zeitung со ссылкой на исламоведа Раиса Сулейманова сообщает, что неделю назад в Казани произошел митинг, напоминавший «арабскую революцию» на площади Тахрир в Каире. Журналистка русской службы BBC Ольга Ившина, по словам автора, подкрепила это впечатление, однако с тревогой заметила, что на площади Тахрир не было строгого разделения полов, которого здесь потребовали «мускулистые и бородатые» представители религиозной полиции.

 

«Сулейманов видел флаги «Хизб ут-Тахрир», запрещенной как террористическая организация. Ившина слышала ссылки на воззвания Доку Умарова перенести исламистскую борьбу в мусульманские регионы Поволжья», — продолжает Гробе.

 

Различные исламистские движения пытаются пересилить традиционный ислам Поволжья. С середины XVIII века из Казани и от крымских татар исходило обновленческое движение, желавшее примирить ценности ислама и европейской науки. Это течение, называемое джадидизмом, в СССР преследовалось и так и не было реабилитировано после того, как в 1942 году был введен ислам, контролируемый государством. Некоторые его представители после распада советской системы наладили контакт и с новой государственной властью, говорится в статье, однако им не доверяют три группы населения: светски настроенные татары, выступающие за национальное самоопределение, новые последователи ожившего джадидизма и разочарованная всеми прежними системами и идеологиями молодежь.

 

Гробе напоминает, что Татарстан входит в пятерку богатейших регионов России благодаря запасам нефти, газа и металлов, а также развитой промышленности. Кроме того, хотя только треть всех татар России, самого многочисленного народа после русских, живет в Татарстане, все остальные уважают казанских духовных лидеров.

 

Муфтий Гусман Исхаков еще 15 лет назад высказывал озабоченность радикализацией из-за постороннего влияния. Он говорил, что не хватает образованных имамов, обучать их приходится в Египте или Саудовской Аравии, а оттуда они привозят «совсем другой ислам». По статистике автора, «в Казани почти 60 мечетей, и около десятка контролируются ваххабитами — сторонниками саудовского радикального варианта ислама. В подполье действует другое направление, подвергающееся влиянию среднеазиатских экстремистов: салафиты».

 

Гробе пишет, что экстремистские движения с 1999 года начали совершать теракты против нефтепроводов, а в ноябре 2010 года в отдаленном районе устроили перестрелку. Он также приводит предположение, что они ответственны за двойной теракт в июле этого года, в ходе которого был тяжело ранен верховный муфтий республики Ильдус Файзов и погиб его заместитель Валиулла Якупов.

 

С тех пор, пишет автор, власти предприняли ответные шаги: иностранцам больше нельзя вести активную деятельность в религиозных организациях, сами организации должны отчитываться о своих работниках и доходах, а каждый имам должен утверждаться государством. «Именно этого и хотел избежать муфтий Исхаков: он знал, что слияние религии и вертикали власти идет на руку радикалам. Файзов, сменивший его год назад, смотрел на это по-другому. Эксперты говорят, что к салафитам и ваххабитам, насчитывающим около 3 тыс. человек, теперь потянутся широкие массы», — предупреждает Гробе.

Источник: Berliner Zeitung

 http://inopressa.ru

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.