Путин не так всесилен, как кажется

Хотя многие европейцы и верят во всесилие Владимира Путина внутри российских границ, на самом деле ситуация может обстоять совершенно иначе. Об этом рассуждает политолог Алена Леденева в классификации российских кругов влияния, которые, по ее словам, полагаются на третейские решения президента, но не всегда готовы слепо следовать его указаниям.

 

Atlantico: В своей последней книге «Можно ли модернизировать Россию? Система, силовые круги и негласное руководство» (Can Russia Modernise?: Sistema, Power Networks and Informal Governance) политолог Алена Леденева рассказывает о том, что правление Владимира Путина опирается на четыре столпа: ближний круг, полезных друзей, ключевые контакты и СМИ. Но действительно ли они полностью преданы президенту России? Пользуется ли он среди них беспрекословным авторитетом?

 

Лоран Винатье: Процесс принятия политических решений в России гораздо непрозрачнее, чем в остальных западных странах. Еще более туманная ситуация существует разве что в Китае. Попытка составить схему этих кругов весьма интересна, однако любому специалисту непросто дать точную оценку различным деятелям, которые вращаются вокруг Владимира Путина. В основе российской власти уже очень давно лежит целая система внутренней борьбы разных групп влияния. В 1990-х годах речь шла о соперничестве олигархов, тогда как позднее началось противостояние силовиков и либералов, которые в конечном итоге вышли из системы принятия решений. Таким образом, сейчас мы видим усиление соперничества между находящимися вокруг президента группами влияния. Как бы то ни было, это вовсе не означает всесилия самого Путина.

 

Давайте для примера рассмотрим энергетический сектор: Россия в рамках вступления в ВТО должна открыть свой рынок. Получается, что хотя на российском рынке и существует конкуренция, она касается лишь двух госпредприятий: Роснефти, президента которой Игоря Сечина некогда считали вторым лицом в государстве до прихода Медведева, и Газпрома, чей руководитель Алексей Миллер тоже входит в окружение Путина. Таким образом, вопрос скорее заключается не в том, всемогущ ли Путин или нет, а в том, кому он отдаст предпочтение по тем или иным вопросам. Таким образом, он не управляет всеми ими. В настоящий момент в Европейском Союзе ощущают определенное расхождение между интересами Кремля и Газпрома. Путин — это арбитр, который одновременно не дает указания всем. В России власть не осуществляется напрямую сверху вниз, решения проходят по феодальным каналам. Энергетические предприятия — это вассалы, а князь покровительствует самым эффективным из них.

 

— Серьезно ли изменились форма и содержание борьбы за влияние в современной России по сравнению с Советским Союзом?

 

— В советские времена участников этой игры было меньше, а так, по сути, мало что изменилось. В прошлом борьба велась не в экономической сфере, а в секретариате самой партии. Сейчас поле деятельности просто расширилось, следуя логике людей, которые смогли заполучить в свои руки источник денег или влияния и должны развивать его с согласия центральной власти.

 

— Владимир Путин уже много лет не выпускает из рук бразды правления и регулярно подчеркивает свое влияние на экономику и в частности российские предприятия. Но зависит ли он сам от определенных кругов? Нужно ли ему отчитываться и перед кем?

 

— Благодаря выстроенной им системе ему не нужно ни перед кем отчитываться. Если один из вассалов взбунтуется, он всегда может найти других, которые сделают ему предложение получше. В то же время в 2012 году возник кризис легитимности российской власти в целом и Путина в частности. Выборы мэра Москвы стали симптомом этого кризиса. В июне этого года большинство экспертов были убеждены, что оппозиционер и кандидат на этих выборах Алексей Навальный попадет за решетку. На самом же деле его осудили, однако затем выпустили на свободу, чтобы дать возможность принять участие в выборах и тем самым придать легитимности победе путинского кандидата Сергея Собянина. Путин провернул эту схему, потому как осознает, что лишился чего-то, в чем не испытывал недостатка ранее.

 

— При каких условиях Путин может и дальше сохранять за собой власть? Может ли он до бесконечности заниматься чередованием с Дмитрием Медведевым?

 

— Такое чередование уже вряд ли возможно. Если Путин снова решится на подобную махинацию, это может повлечь за собой очень серьезные последствия в России. Большинство людей в настоящий момент достигли того уровня, когда экономический рост непосредственно отражается на их уровне жизни, и они хотят, чтобы это улучшение получило выражение и в избирательном плане. Неожиданно высокие результаты Алексея навального служат наглядным тому подтверждением. Кроме того, в Екатеринбурге победу на выборах мэра одержал независимый кандидат.

 

— Может ли в России произойти нечто подобное оранжевой революции на Украине, если Путин захочет удержаться у власти?

 

— В стране могут начаться сидячие забастовки и прочие акции подобно тому, что в настоящий момент происходит в Турции. Другими словами, городская революция против одного человека. Поэтому Путину необходимо вновь вернуть себе легитимность в народе. В целом, его решение позволить Навальному принять участие в московских выборах оказалось правильным шагом. В 2018 году политическую арены страны, безусловно, ждет пополнение. Не исключено, что некая коалиция во главе с Навальным и другими оппозиционными лидерами сможет принять участие в выборах и даже отвоевать кресла в Думе.

 

http://inosmi.ru/

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.