Преподаватели и студенты потребовали отставки руководства СПбГУ

Студенты и преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) на акции протеста на Марсовом поле в Петербурге высказали недовольство кадровой политикой руководства вуза и потребовали отправить ректора в отставку.

 

В руках собравшиеся на митинге «в защиту университетских традиций» держали плакаты «Развал СПбГУ – развал России!», «Господин Кропачев, прекратите уничтожать Университет! Его создавали не Вы!», «Университет – это студенты и преподаватели, а не ректорат!», «Кропачев, убери… за собой!», «Руководство СПбГУ – в отставку!»

 

Ректора Николая Кропачева назначил в 2009 году тогдашний президент и выпускник СПбГУ Дмитрий Медведев, а продлил срок его полномочий в 2014 году президент Владимир Путин, также выпускник юридического факультета СПбГУ.

 

Митинг, инициированный сотрудниками географических кафедр СПбГУ, которые ранее уже выступали против увольнений и за воссоздание географического факультета, вылился в более масштабное протестное мероприятие, на котором обсуждались вопросы компетентности руководства вуза, реорганизации и финансирования университета и его репутации.

 

Итогом протестного мероприятия, собравшего вдвое больше заявленных 200 человек, стала петиция на имя российского президента с требованием пересмотреть кадровую политику нынешнего руководства вуза и не допустить «развала классического университетского образования».


«С применением угроз и запугивания»

 

Митинг на Марсовом поле продолжался полтора часа. С плакатами стояли и студенты (некоторые из них, опасаясь изгнания из Университета, старались скрыть свои лица от камер), и преподаватели. Одни выступали против «ручных студсоветов», другие – против переезда в Гатчину (идет обсуждение строительства там нового кампуса Университета), третьи — требовали «вернуть законы РФ в СПбГУ».

 

Участники митинга посетовали на несколько положений кадровой политики вуза, которая является, по их мнению, «прямой угрозой отечественному образованию, отечественной науке и национальной безопасности России».

 

Сам ректор СПбГУ Николай Кропачев ранее в интервью говорил, что работа университета выстраивается в соответствии с Программой развития СПбГУ до 2020 года, которая была утверждена российским правительством в 2010 году. В университете, как он говорил в интервью журналу «Эксперт», созданы и продолжают совершенствоваться условия для проведения передовых научных исследований.

 

На митинге в воскресенье преподаватели потребовали прекратить использовать рейтинги зарубежных наукометрических баз в качестве основных критериев оценки деятельности преподавателей и отменить приказы «О подготовке к проведению конкурсного отбора на замещение должностей научно-педагогических работников в 2016/2017 учебном году».


По данным активистов, если следовать этому документу, который делает основным критерием оценки минимальное число научных публикаций, проиндексированных в международных базах, и количество внешних грантов у соискателей, то придется уволить до 80 процентов преподавателей вуза.

 

Индекс цитируемости — один из важных факторов, который принимают во внимание при составлении рейтинга лучших университетов мира. Таким образом, не исключено, что заставив преподавателей печататься в западных журналах, университет хотят повысить в рейтинге.

 

Сам Кропачев так комментировал важность рейтингов для СПбГУ: «Прежде всего отмечу, что настоящий успех университета — это не его позиция в рейтинге, а соответствие запросам самих студентов, их будущих работодателей и общества в целом. Я глубоко убеждён, что высокие позиции в рейтингах для любого вуза не должны быть самоцелью».

 

В петиции преподавателей на имя Путина идет речь о недопустимости урезания образовательных программ и кафедр и сокращения приема в бакалавриат, а также требовании перестать увольнять внешних совместителей и вернуть практику совместительства внутреннего (по данным подписавших петицию, в ряде случаев преподавателей заставляли отказываться от совместительства «под давлением, с применением угроз и запугивания»).

 

«Я заведую кафедрой математического анализа на протяжении последних 11 лет, и в течение последних пяти лет нахождения нашего нынешнего ректора на посту ни один приказ, который бы как-то помогал учебному процессу или научной деятельности, от него не исходил, — взял слово профессор Математико-механического факультета Николай Широков. — Все нужно было делать только вопреки тому, что приказывают сверху. Кафедра наша достаточно успешная – сейчас в ней работает 12 профессоров, вместе с совместителями, но если приказ, о котором ведется речь, будет исполнен, то через два года на ней останется один профессор. Вот такая эффективная кадровая политика! Я полагаю, что наш ректор совершенно не представляет, с кем он имеет дело, какого уровня кадры находятся под его руководством, и что полезно сделать для того, чтобы Университет процветал, а что, безусловно, вредно».


Авторы петиции сообщают о сложившейся в вузе «крайне напряженной социальной обстановке» и царящей атмосфере страха.


«Университет без демократии – не Университет»

 

Мысль профессора Широкова на митинге развил заведующий кафедрой картографии и геоинформатики ИНОЗ Евгений Капралов.

 

По его словам, использование международных рейтингов фатально скажется на профессорско-преподавательском составе, ибо исследования, проводимые учеными этой специальности, нужны в первую очередь жителям России (и в частности, Северо-Запада), «чтобы понимать, как развивать нашу страну», — а вот попасть с ними в международные научные журналы крайне сложно. Кроме того, он осудил практику оценки выпускных квалификационных работ студентов работодателями, заподозрив руководство СПбГУ в недоверии к собственным преподавателям. И рассказал о ситуации, при которой, в условиях нехватки кадров профессорский состав просят прочитать студентам «хоть что-нибудь».

 

О невозможности предоставить необходимое количество публикаций в международных журналах говорил на митинге и профессор кафедры экологической безопасности и устойчивого развития регионов Евгений Курашов. Среди прочего, его возмутило то, что таким образом, как он выразился, «отправляются на помойку» все российские научные журналы, публикации в которых, в силу отсутствия у них должного международного рейтинга, не будут учитываться.

 

«Вы прекрасно помните, что когда Сорос пришел в нашу науку, он хотя бы платил по 500 долларов каждому ученому, который писал проект, — сказал он. — Теперь нас заставляют еще платить свои деньги за то, чтобы там опубликовали статью. А вы знаете, что европейские и американские журналы смотрят на нас свысока, и попробовать там опубликовать одну статью – это очень большой труд. И теперь мы даже не можем за это платить, потому что реальные доходы профессоров, доцентов, — я уже не говорю про зарплаты других сотрудников, ассистентов, вспомогательного персонала – это вообще за гранью разумного по сравнению с зарплатами администрации. Профессора получают 35-45 тысяч, а наши менеджеры в месяц получают шестизначные и семизначные цифры».

 

Впрочем, среди преподавателей закрались подозрения, какие дополнительные рычаги воздействия получит руководство вуза, принимая на работу тех, кто не соответствует новым требованиям.

 

«Человеку ставят условие: за три года написать 10 статей с высоким индексом, входящим в базу данных Scopus, и если он этого не выполняет – а выполнить это заведомо невозможно – ему говорят: «Ну, мы вас, конечно, берем, но вы не соответствуете требованиям, так что если мы вас уволим в любой момент – извините», — предположил Георгий Исаченко, доцент Института наук о Земле.

 

Происходящее он определил как «резкое снижение доли демократии в Университете»: «Армия может быть без демократии, а университет без демократии – это уже не университет».


Остановить административное преследование

 

Преподаватели выражают также недовольство тем, что их ограничивают в их праве общаться с прессой.

 

«В дополнительных соглашениях от 2014 года о внесении изменений и дополнений в трудовой договор администрации с сотрудниками СПбГУ имеется пункт о том, что «Без поручения Работодателя не выступать публично от имени СПбГУ, в том числе, не давать комментариев, оценок, интервью»», — объясняют авторы.

 

Профессоры потребовали в петиции «остановить административное преследование и увольнение преподавателей, имеющих собственную точку зрения, отличающуюся от точки зрения администрации на пути развития СПбГУ».

 

Активисты также потребовали провести финансовый аудит внутривузовского перераспределения бюджетных средств и аттестацию представителей «непомерно разросшейся администрации» на соответствие занимаемым должностям.


«Симуляция научной деятельности»

 

Об истоках создания Университета напомнила во время митинга доцент кафедры физической химии Института химии СПбГУ Галина Шумилова: «Главный девиз университета, написанный на нашем гербе – Hic tuta perennat, «здесь свободно пребывать», — напомнила она. — То есть мы должны иметь право свободно и открыто высказывать свое мнение, и мы должны заставить администрацию с этим мнением считаться».


«Никогда Николай Михайлович [Кропачев] в последние годы не произносит слово «обучение». Каково качество, что происходит с обучением, что с этим вопросом – главным в нашей деятельности – обстоит, для них это неважно. Важно – деньги, деньги, деньги. Приносите деньги – и тогда будете занимать достойное место в университете», — высказалась она о новых требованиях к наличию грантов у преподавателей.

 

От лица студентов на митинге первым выступил студент Илья Ляпин:

 

«Я ехал в этот университет за знаниями. Мне рекламировали его как учреждение с прекрасными преподавателями, где меня научат грамотно мыслить, выражать свои мысли и быть настоящим человеком и ученым. Но, к сожалению, из общения с преподавателями и ученической практики я вижу, что то, что создавалось вами, преподавателями и студентами десятилетиями, сейчас разрушается. Мы не видим настоящей учебной, научной деятельности. Это лишь симуляция».

 

Студент СПбГУ коснулся в своей речи и другой возникшей в последние дни проблемы:

 

«Русская православная церковь нацелилась на здание смольнинского кампуса, где обучаются тысячи студентов – это факультеты международных отношений, социологии и политологии, — сказал Ляпин. – Если нас выводят из центра Санкт-Петербурга, центра общественной жизни, мы умираем. Нас выводят из повестки дня, а для нас, как для специалистов социального круга, – это смерть. И я хочу, чтобы все мы объединились и вместе привлекали общественное мнение к нашей проблеме. Потому что мы – академический круг. Мы будущее России. Мы должны определять, как будет развиваться наша страна, а не церковь и решения бюрократического аппарата».

http://www.bbc.com

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.