О работе нового инвестора самарского ЖКХ

14 июня в самарском эфире телеканала «Россия 24» выступили эксперты сферы ЖКХ, которые рассказали о начале работы в нашем городе крупного федерального инвестора. Предлагаем Вашему вниманию текст интервью.

 

Сегодня мы обсуждаем тему, которая волнует очень многих жителей губернии — развитие ЖКХ и работа управляющих компаний. Что нужно сделать для того, чтобы не только навести порядок в этой сфере, но и вывести отрасль на новый уровень? И наши гости сегодня — Татьяна Вепрецкая, директор Ассоциации некоммерческое партнерство «Национальный жилищный конгресс», и Виктор Часовских, руководитель самарского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, который так и называется — «ЖКХ Контроль».

 

Татьяна Павловна, первый вопрос к Вам. Отрасль ЖКХ сейчас переживает очень важные изменения, приходят крупные инвесторы в эту сферу. Что это влечет для Самары? Какие изменения ожидаются?

 

Татьяна Вепрецкая:

В первую очередь я бы сказала, что Самара получила крупнейшего инвестора страны, и изменения для самих собственников, конечно, будут к лучшему. Появится больше возможностей у самих собственников для заказа тех или иных услуг в сфере управления домами. Будут развиваться управляющие компании. Например, уже сейчас понятно, что будет продолжено обновление техники.

 

Изменения коснулись крупнейших компаний. И мы считаем, что эти компании лучшие в «НЖК». Сейчас их ждет еще большее развитие и большие серьезные перспективы. Это «Жилищно-коммунальная система», это «Коммунальник» и некоторые другие компании, которые положительно себя зарекомендовали на рынке.

 

То есть принципы работы меняются? Эти компании забирает под свое крылышко крупная организация?

 

Татьяна Вепрецкая:

Да, и самый главный принцип работы у компании-инвестора, — это работа с жителями, предоставление качественных, гарантированных услуг в как можно большем объеме. Это главный постулат инвестора, и все это уже исполняется в других регионах, это можно посмотреть.

 

Виктор Иванович, вы представляете всероссийскую общественную организацию в сфере ЖКХ. А как строится ее взаимодействие с «НЖК» — тоже крупной организацией?

 

Виктор Часовских :

 

Наши организации работают вместе. Если в состав «НЖК» входят управляющие компании, то «ЖКХ-Контроль» осуществляет общий контроль за деятельностью управляющих компаний. «НЖК» на самарской земле представлен наиболее крупными управляющими организациями как в Самаре, так и в Тольятти. Мы с ними постоянно работаем. Какие-то вопросы, конечно, возникают, но мы находим общий язык. Чтобы вопросы решались, нужно объединяться. Общественники быстро находят общий язык.

 

Это большой плюс, потому что еще несколько лет назад ЖКХ было разобщено. Жители просто не могли дозвониться до компаний, не говоря уже об общественниках.

 

Татьяна Вепрецкая:

«НЖК» является саморегулируемой организацией, и одна из ее главных функций — контроль за деятельностью управляющих компаний. Если «ЖКХ-Контроль» осуществляет контроль общественной сферы, то мы изнутри смотрим, как эта структура реализует свои процессы.

 

Нам очень интересно взаимодействовать — совместные проверки, рабочие группы, разъяснения, обучение для советов домов. И уже есть результаты — в Самаре появились советы домов, которые умеют делать квалифицированный заказ. Преимущества здесь в том, что делается не что попало, а что необходимо решить в доме сейчас.

 

Виктор Часовских :

Если можно, дополню. Еще одно направление, о котором мы пока не сказали, — работа в сфере законотворчества. Мы находимся на земле и реально видим, что нужно жителям. Мы выходим с инициативой, в том числе на федеральный уровень. Это интересно всем — и жителям, и управляющим компаниям.

 

— То есть тот стереотип, который был раньше, что ЖКХ — сфера, где все запутано и непонятно, наконец-то рушится? И людям надо понимать, что теперь все будет по-другому?

 


Татьяна Вепрецкая:

Конечно! И я добавлю, что любой собственник является заказчиком, именно он — главный в многоквартирном доме. Поэтому преимущество у тех компаний, которые свою стратегию вырабатывают на клиентоориентированность. В «НЖК» работает стандарт: в управляющих компаниях должны быть колл-центры, центры по работе с населением, директор принимает постоянно, а не раз в месяц. Это требования, которые закладывают на будущее комфортный диалог с жителями. И, естественно, мы можем оценить деятельность самой компании по тому, как реагируют собственники на этот диалог.

 

— Но объектами инвестирования, это законы рынка, становятся только успешные компании?

 

 Татьяна Вепрецкая:

Выбирают скорее даже не успешные, а те компании, где видят перспективы, благоприятные условия для развития. Ведь сама по себе компания не может быть успешной или не успешной. Это зависит от того, как выстроена бизнес-модель.

 

Виктор Часовских :

Наконец-то можно сказать, что инвестиции пошли в сферу управления домами. До этого они шли, как правило, в ресурсоснабжающие, генерирующие организации, а управляющие компании были в стороне от этого, они были не привлекательными и пользовались только теми деньгами, которые собирали собственники. Естественно, денег было мало, и сделать больше работ было невозможно. Сейчас, когда инвестиции пойдут в управляющие компании, положение будет меняться. Это исторический шаг, по крайней мере для управляющих компаний Самарской области. Такого еще не было.

 

— Те компании, которые работают в рамках «НЖК», это уже почувствовали?

 

Татьяна Вепрецкая:

Жители конечно видят, что происходят изменения. В том числе появляются домыслы, и я бы даже сказала, что на этом фоне могут появиться и мошеннические схемы от посторонних организаций. Конечно, любой собственник вправе выбрать абсолютно любую компанию, на рынке должна быть конкуренция, но она должна быть здоровой. А не так, что приход некой новой управляющей компании лихорадит весь дом. Людям дают огромное количество обещаний, а у самих нет ни персонала, ни техники, ни аварийной службы. Мы проводили встречи с жителями и объясняли им, что если компания качественно работает, то и может быть конкурентоспособной. Нам хотелось бы взаимопонимания.

 

— Насколько важно наладить взаимодействие с жителями на этом этапе?

 

Виктор Часовских :

На этом этапе как раз и надо выстраивать отношения. К сожалению, многие УК Самары и Самарской области страдают тем, что до сих пор не поняли и не оценили, что главным в тандеме собственник и управляющая компания является собственник. И сейчас меня как раз подкупило в приходе инвестора то, что у него стратегия построена на том, чтобы выстраивать отношения с собственниками. То, чего мы добиваемся. Потому что как только будет налажено взаимодействие между собственниками и управляющими компаниями, решить станет возможно все.

 

— Какие вопросы прежде всего придется решать инвестор, какие факторы будут способствовать развитию?

 

Татьяна Вепрецкая:

«НЖК» как самостоятельный филиал работает в Самаре уже два года, и мы наблюдаем за деятельностью разных холдингов, компаний. Мы видим, кто более или менее успешный. И можем сказать, что здесь благоприятные условия для развития.

 

Ничего из разряда «экстра» точно не произойдет. Наоборот, будет другая история, более интересная для самих жителей. Потому что будут применяться новые технологии, в том числе во взаимодействии с жителями. Например, появятся программные продукты, можно будет общаться через приложение в телефоне, компьютере и т.д. Эти возможности уже реализованы, и они придут и в Самару. И жители это почувствуют в ближайшее время.

 

Виктор Часовских :

Наконец-то мы дождемся этого. Действительно, время идет вперед, все развивается, а сфера ЖКХ какая-то закостенелая была. Я не говорю о том, что она именно у нас в Самаре такая — она по многим регионам еще такая. Но дошли эти веяния наконец-то до ЖКХ Самары.

 

Я изучал опыт работы инвестора в других регионах — это действительно интересно. У меня есть прямая связь с коллегами из «ЖКХ-Контроля» регионов, где уже работает инвестор. Я спрашивал об опыте этой работы, и порой завидовал, как у них достаточно легко получается решать вопросы.

 

И надеюсь, что и здесь, в Самарской области, мы найдем общий язык и тоже начнем решать проблемы более эффективно. Если что-то будет не так, мы будем честно об этом говорить. Скрывать не будем, потому что мы стоим на страже интересов прежде всего собственников. И если этот диалог будет выстроен, и хорошо будет выстроен, — мы только за. Будем поддерживать в любом случае эти начинания.

 

— Что в Самаре есть для успешной работы ЖКХ? Может быть, жилой фонд в лучшем состоянии, чем в других регионах, жители более дисциплинированные, что-то еще?

 

Татьяна Вепрецкая:

Я бы сказала, что здесь выстраивается правильный диалог с властью, и это способствует налаживанию отношений с жителями. Жилой фонд в Самаре, в принципе, такой же, как в других регионах, — нельзя сказать, что он хуже или лучше. Все есть. В то же время обычно, когда регион стимулирует эту работу, фонд обновляется, появляются другие возможности по модернизации, реконструкции зданий, создания благоустроенной придомовой территории. Вот именно эти перспективы и привлекли инвестора.

 

Виктор Часовских :

Я не могу не сказать, что председатели советов домов, актив у нас подготовлен неплохо. Не могу сказать, что лучше других, но мы достаточно длительное время занимаемся, обучаем председателей советов домов. И эти люди готовы к сотрудничеству, они с пониманием относятся к тем или иным инициативам. Это большой плюс, я считаю.

 

— Давайте посмотрим с точки зрения простого жителя, как изменения отразятся на них? Ведь все равно опасения перемен есть. Не будет ли какого-то сложного переходного этапа?

 

Татьяна Вепрецкая:

Жители уже заметили, да и переходный этап уже, можно сказать, прошел. Уже многое делается, в том числе на жилом фонде. Жители сразу увидят изменения, как мы придем в зиму. Только месяц прошел с отключения отопления, а уже проведена огромная работа по подготовке к зиме. Я думаю, что еще месяц, и она будет даже в основном закончена в домах.

 

Так что ни о каком банкротстве, о чем иногда запускают слухи, точно не будет и речи!

 

Сейчас жители видят, что их управляющие компании функционируют, выполняют все необходимые работы, плюс дополнительно будет проводиться обучение для того, чтобы в структуре появились новые функциональные возможности. Конечно, сиюминутно они не появятся. Сначала обучат сотрудников, чтобы расширить возможности уже имеющегося благоприятного опыта. В целом работа станет более прозрачной — потребители будут видеть, как происходит планирование, к примеру. Это процесс уже пошел.

 

Контроль и донесение до инвестора необходимых задач — тоже важный элемент работы «НЖК».

 

Виктор Часовских :

Простой житель как сможет оценить изменения? Ремонтируются подъезды, благоустраивается территория, всегда есть вода, свет, тепло и т. д. У компаний есть возможности основательно готовить дома к зимнему периоду. Я знаю, что достаточно много домов сейчас в стадии окончания подготовки к отопительному сезону. Идет опрессовка, соблюдается график. Жители сейчас может быть не видят этого, потому что работы делаются в основном в подвалах. Может быть, кто-то скажет, что в подъезде ничего не изменилось, значит, ничего не делалось. Но на самом деле надо сначала изнутри подготовить дом — системы водоснабжения, водоотведения, отопления. Подъезд мы всегда успеем отремонтировать, не такая уж это необходимость, есть определенная последовательность.

 

Но в то же время мы предлагаем сделать какие-то контрольные отсечки. В этом заключается функция общественного контроля за работой управляющих компаний. Вот сейчас одна ситуация, через 3-4 месяца, к примеру, ситуация уже изменилась. Смотрим, какое настроение у жителей, прислушиваемся к их пожеланиям. Например, они говорят, обновите технику — вскоре купили новую. Значит, это не только слова, но и реальные дела. Мы будем это контролировать.

 

— А что будет с рабочими кадрами? Это раньше, в советские времена, как прикрепили к дому слесаря, дворника, так он и работал. Сейчас что меняется?

 

Татьяна Вепрецкая:

У человека есть еще привыкание к сложившейся системе работы и к людям, которые ее выполняют. Например, дворник, уборщица, слесарь, — они узнаваемы. Если они хорошо работают, к ним возникает доверие. И будет повышаться их квалификация. И эти же люди являются неким звеном информирования наверх — что нужно, что происходит в доме?

 

Виктор Часовских :

Важна подготовка специалистов. Хорошего слесаря бывает тяжело найти, потому что здесь платят мало, а где-то платят много, и он идет туда. Если сейчас это будет меняться и те, кто работает на земле, действительно будут получать достойную зарплату, то специалисты придут. Периодически они будут проходить переподготовку. В результате будет хорошая отдача от их работы. А наша цель — это удовлетворенность жителей.

 

Татьяна Вепрецкая:

Любой крупный инвестор приходит на рынок для того, чтобы вложенные деньги в конечном счете вернуть. Но невозможно вернуть деньги, если от тебя отворачивается твой клиент. Только тогда это возможно, когда клиент с тобой работает и тебе доверяет. И система пришла в Самару. Таких компаний на рынке не очень много, но, я думаю, что будущее за ними.

 

— То есть нам надо отвыкать от старых стереотипов, что ЖКХ — это черная дыра и т.д. У грамотного хозяина такого быть не может.

 

Я знаю, что Вы не просто так в Самару приехали, а с проверкой того, как уже реализуются задачи, поставленные инвестором. Что проверка показала?

 

Татьяна Вепрецкая:

Проверка показала, что в Самаре, как и в любом городе, есть свои тонкости, и каждый житель на встречах высказал, на что следует обратить внимание. Приятно то, что люди не боятся это говорить и просят реализовать что-то новое. Мы считаем, что управляющим компаниям есть, куда стремиться. И мы делаем оценку ситуации в том числе и для инвестора, который будет здесь реализовывать дополнительные возможности. Мы же проверяем, чтобы все обещания, которые сделаны с приходом инвестора, были выполнены.

 

Виктор Часовских :

Мы тоже будем смотреть за ситуацией внимательно. В любом случае главное, чтобы жители были довольны.

 

Спасибо большое за участие в нашей программе!

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.