Особняк Курлиной изуродован вандалами

На фасаде недавно отреставрированного особняка Курлиной, открывшегося 25 декабря 2012 года, появилось граффити. Вандалы процитировали на фасаде памятника архитектуры федерального значения работу британского графитчика Бэнкси, допустив при этом грамматические ошибки в написании английских слов.

 

Не Бэнкси

Не прошло и месяца со дня открытия Музея модерна в отреставрированном особняке Курлиной, как на стенах дома появилось граффити. Уличные «художники» скопировали на фасад цитату всемирно известного граффитчика Бэнкси: If graffiti changed anything — it would be illegal. Цитата означает приблизительно следующее: “Если бы граффити что-то меняло, оно было бы незаконным”, а под надписью расположено изображение крысы — фирменный знак Бэнкси. Вот только подписано граффити не Бэнкси. Выполнил ее некий самарский умелец, называющий себя Maza. Аналогичную цитату можно встретить на улице Ленинградской. «Художник» не особо вникал, где рисует и зачем, а если учесть ошибку в последнем слове — illigal вместо illegal, — становится понятно, что эта акция не что иное, как позерство очередного хулигана, возомнившего себя граффитчиком.

Имя «Бэнкси» уже не раз звучало в неоднократных обсуждениях того, что является вандализмом, а что искусством в граффити. Нужно с досадой отметить, что в Самаре нет и не было художника такого уровня. Бэнкси — настоящий художник. Его работы посвящены многим болезненным темам: вопросам экологии, воспитания, благоустройства, а также геополитике. Известны пацифистские работы художника. Каждая его работа — это рефлексия на те или иные процессы в британском обществе. Бэнкси — это граффити, а большинство настенных каракулей самарских умельцев, увы, это «тэгинг» и «бомбинг», не имеющие ничего общего с искусством вообще. Их цель — оставить след, испачкать, пометить территорию, что и произошло, к сожалению, на фасаде особняка Курлиной.

От Уби до Maza

Ранее Волга Ньюс уже писал об уличном «художнике» Уби, исписавшем своими тэгами несколько десятков, а то и сотен домов в Самаре. Подобные публикации вместе с интервью самого Уби (Никита Саранцев) в «Новой газете в Поволжье» вызвали общественный резонанс. В результате городские власти решили всерьез заняться поимкой преступника, благо в газете было опубликовано его фото. Найти Никиту Саранцева не стоило большого труда. В результате молодого человека оштрафовали на сумму около трех тысяч рублей и провели с ним воспитательную беседу. Большего сделать не удалось (или не захотелось). Действия Уби вполне могли бы подпасть под статью «Вандализм» УК РФ, но то ли доказательная база была не очень, то ли не хотелось так жестко обходиться с парнем — он отделался легким испугом. Зато его имя прозвучало во всех средствах массовой информации. Невиданный для самарского граффитчика пиар.

А на улицах Самары все еще красуются тэги Уби, старые, неликвидированные, например, на улице Куйбышева, в нескольких сотен метров от горадминистрации. Подействовала ли на Никиту Саранцева объяснительная беседа? Конечно, нет. На его странице в социальной сети «Вконтакте» можно посмотреть новые видеозаписи Уби в работе. Никита теперь ходит по Самаре с гордо поднятой головой. Звезда…

Весь прошлый год городская администрация рассказывала о мерах, принятых против граффитчиков, количестве закрашенных стен и составленных протоколов, но особых результатов, судя по состоянию стен в городе, не наблюдается. «Было много разговоров про различные фестивали, попытки наладить взаимоотношения с граффитчиками. За прошлый год, как мне кажется, ничего этого не случилось, и вот мы видим результат», — считает заведующий Музеем модерна Михаил Савченко.

Антивандальное покрытие на зданиях мало где применяется, городские службы не успевают закрашивать стены за хулиганами, а в специализированных магазинах, продающих баллончики для «бомбинга» стоят очереди. Надо признать, что меры, предпринимаемые властями для борьбы с вандализмом либо недостаточны, либо не эффективны. Иначе объяснить ситуацию никак не получается.

Аукнулось

Появление надписей на особняке Курлиной это не только акт вандализма на памятнике архитектуры. Своим действием хулиганы подставляют всех, кто продвигает граффити (не «тэгинг» и «бомбинг») и, в частности, заведующего музеем Михаила Савченко. Благодаря Михаилу, в прошлом куратору «Арт-пропаганды», а затем проекта «Культурный альянс» в Самаре, в городе прошло несколько выставок с участием в том числе и граффитчиков. На масштабной выставке «Течения» в музее Алабина, к примеру, была представлена огромная работа арт-группы ЧЖНС, которая, возможно, отправится в этом году в Москву вместе с современной частью выставки, где будет экспонироваться в столичных выставочных залах. «Я считаю, что это большая подстава, в том числе для тех людей, которые пытаются поддерживать и продвигать направление граффити», — рассказал Волга Ньюс Михаил Савченко.

Музей постмодернизма?

Такой риторический вопрос задала в «Фейсбуке» архитектор Ольга Филлимонова, одной из первых выложившая фотографию надписи на фасаде особняка Курлиной. Кто-то может назвать эти надписи современным искусством, кто-то постмодернизмом, но сегодня первостепенным стоит вопрос их удаления с фасада. Сделать это на памятнике архитектуры федерального значения не так-то просто. «Сейчас мы обсуждаем, что можно сделать с этим граффити. На самом деле сложно попасть в те цвета, которые использовались. Они не из готовой банки с краской взяты, а специальным образом подбирался цвет. Второй раз попасть в этот оттенок непросто, — объясняет Михаил Савченко. — Решается, закрашивать граффити отдельным пятном или найти возможность перекрасить всю часть стены».

Чтобы перекрасить этот участок или часть стены, понадобится согласовывать проектную документацию, подбирать нужный оттенок краски, нанимать подрядчика, обладающего лицензией на работу с объектами культурного наследия. Размер ущерба, который нанесли хулиганы, пока не называется. Он будет зависеть от того, какой участок стены потребуется перекрашивать. В последний ли раз подобное случается с особняком Курлиной или история может повториться? Что бы ни было, новая атака вандалов с баллончиками заставляет задуматься о необходимости еще раз серьезно взяться за тему граффити и попробовать решить эту проблему раз и навсегда, каких бы сил властям это ни стоило. Если в ближайшее время это не будет сделано, мы рискуем продемонстрировать гостям мундиаля в Самаре не только наше богатое культурное наследие, но и наше бескультурье.

Михаил Савченко, заведующий Музеем модерна:

— С одной стороны, мне обидно за особняк. Он и месяца не простоял после открытия, как там что-то появилось. Меня предупреждали, что фасад начнут «бомбить». Может, это и было наивно, но я думал, что сразу вряд ли что-то будет. Я, скорее, переживал, что будут клеить всякие объявления. Я считаю, что это большая подстава в том числе для тех людей, которые пытаются поддерживать и продвигать направление граффити. Формальные мероприятия в виде штрафа в 3 тысячи рублей и воспитательной беседы тут не помогут. Нужно попытаться поднять в среде граффитчиков тему, что есть памятники, есть здания, в которые вложено много сил, и их трогать не надо.

Сергей Баландин, современный художник, куратор, сотрудник галереи «Виктория»:

— Граффити — это как несогласованный с общественностью памятник. Он появился, и уже нет сил, ни моральных, ни экономических, его убрать. Он становится частью городской среды. В Самаре привыкли к плохим дорогам, привыкли к ларькам и рынкам на каждой остановке. Какие-то «брачующееся» на ажурный зонтик дамы с ракеткой замок повесили со своими именами. Низкое качество самарского стрит-арта, его вандалический привкус объясняется низкой художественной культурой городского пространства, его разнородностью и общей неухоженностью. Граффитист не считает, что что-то портит, он считает, что он пачкает уже пачканное.

http://волганьюс.рф

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.