Московская съемочная группа была в шоке от самарских сугробов

Московская съемочная группа была в шоке от самарских сугробов

На этой неделе Самару «взорвала» сенсационная новость — прямо в центре города на всеобщем обозрении у нас снимают кино! Художественный полнометражный 12-серийный фильм по мотивам романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» — новая работа компании «Москино» и режиссера Сергея Урсуляка. В картине задействованы Сергей Маковецкий, Евгений Дятлов, Александр Балуев, а также… более сотни самарцев. На протяжении двух дней горожане могли не только лицезреть процесс кинопроизводства, но и сами принять участие в съемках нескольких эпизодов будущего фильма. Среди прочих самарских «кинозвезд» затесался и «Репортер».

 Съемки начались с уборки снега

Все началось рано утром во вторник, 22 марта. Уже к семи часам на перекресток улиц Ульяновской и Садовой стали съезжаться более десятка фур. По улице суетливо бегали люди с рациями, камерами, фотоаппаратами и прочей аппаратурой. Вскоре появились мини-трактор и четверых дворников, которые с усердием стали расчищать в округе снег.

— Надо же! За всю зиму такого не было! — удивлялись спешащие на работу местные жители.

Сначала с тротуара на перекрестке исчезли сугробы. Потом с крыши дома №30 рабочие счистили весь снег и сбили сосульки. Ломом дворники несколько часов долбили на пешеходных дорожках толстый лед. К полудню участок длиною в 60 метров был идеально чист.

Хотите сниматься в кино?

Затем на перекрестке стали парковаться ЗИС-5 (в простонародье «трехтонка»), «Победа», ГАЗ-М1 (он же «эмка»), ГАЗ-61, ГАЗ -67 и еще какой-то ГАЗ в виде «скорой помощи». Каждый из автомобилей не позднее 1941 года выпуска. Ретромобили, правда, приезжали не своим ходом – каждую притащил эвакуатор. Но тут же автораритет проверили на жизнеспособность. Завелись все машины, кроме «скорой», — она «пыхтела», «кашляла» и даже «плевалась», но поехать на своих колесах так и не смогла.

В завершение картины на перекрестке из трех автобусов выгрузился странного вида народ – в потрепанных ватниках, солдатских шинелях, плешивых полушубках, с шалями, фуражками и шапками-ушанками. На улице тут же образовалась толпа из зевак.

Для съемок массовых сцен народ с самого утра отбирали прямо с улиц. Во-первых, накануне по городу расклеили объявления. Во-вторых, кинобригада разместила информацию в Интернете. А в-третьих, киношники даже обратились за помощью на местную биржу труда — ведь за съемки самарцам еще и платили. Аж по 500 рублей.

— Но людей все равно пришло мало, — поделилась с «Репортером» Елена, отвечающая за подбор актеров в массовку. — Нам не хватало 30 человек. В 10 утра мы как оголтелые бегали по городу и приставали к прохожим – хотите сниматься в кино? А народ пугался.

В итоге в первом дне съемок приняло участие 70 самарцев.

Снег поменял планы

В час дня на площадке все было готово к съемкам. Наконец, появился режиссер Сергей Урсуляк, а вместе с ним приехал Евгений Дятлов, играющий одну из главных ролей. Актер был полностью загримирован, одет в шинель и фуражку, но съемки с его участием в этот день почему-то так и не состоялись.

— Не переживайте, впереди у нас еще 15 дней, и, думаю, мы успеем снять все, что необходимо, — раздав автографы массовке, произнес он на прощание. — А еще за это время я надеюсь посмотреть ваш чудесный город.

Киношная бригада должна была работать в Самаре до 4 апреля. Предполагались съемки в нескольких местах города – на главных улицах, в старом центре, возле филармонии, на 116-м километре, у моста через реку Сок… Но, подолбав пять часов кряду снег на небольшом пятачке на Ульяновской, киношники решили пересмотреть свои планы.

— Работать совершенно невозможно! — призналась «Репортеру» исполнительный продюсер картины Светлана Бозган. – Мы не ожидали, что в Самаре столько снега. По сюжету картины у нас поздняя осень, а у вас тут лед в 20 сантиметров толщиной!

В среду съемок не было — группа приводила в порядок реквизит, просматривала отснятый материал, продумывала дальнейшие действия. А главное – искала не очень заснеженное место в городе, чтобы снять хотя бы еще один эпизод.

Четверг, 24 марта, стал последним днем съемок бригады Сергея Урсуляка в Самаре.


Одели по военной моде

Самарцев, снимавшихся в массовке, снова обзвонили и опять попросили прийти. Но теперь уже народ и сам валил к цирку, в гардеробе которого расположились выездные гримерные и костюмерные. К выдаче реквизита тут же образовалась очередь. Перед съемками женщинам запретили накладывать макияж, многих даже заставляли стирать лак с ногтей. Сережки и колечки также остались под запретом. Мужчин же перед съемками просили не бриться.

Из костюмерной женщины выходили недовольные. Мода в военные годы не отличалась изысками. Всем самарчанкам надевали плотные телесные чулки, которые подвязывались простыми черными резинками. На ноги обували шерстяные чуни или грубые кожаные сапоги. С верхом дела обстояли еще хуже. В ассортименте костюмерной имелись необъятных размеров черные и коричневые юбки, вязаные размытого цвета свитера в шарушках, а поверх – рваные ватники, драповые пальто непонятного покроя и шубки из «чебурашек». На головы повязывали платки, надевали ушанки, пилотки или береты. Длинные волосы заплетали в косички, короткие подвивали или прятали под шапку или шаль. В общем, не пофарсишь.

Зато мужчины после переодевания сияли как медные пятаки. Каждый второй будущий «солдат» пытался поучить костюмеров надевать портянки, «офицеры» так вообще тут же задирали нос, а главное — откуда-то появлялись и военная выправка, и чеканный шаг…

Забавнее всех выглядели ребятишки. Пальтишки, ватники и штаны им надевали поверх современных зимних комбинезонов – получались весьма упитанные «дети войны».

Улицу Фрунзе переделали

Еще с утра в четверг съемки планировались в районе филармонии. Туда даже отправили несколько машин для подготовки площадки. Но приехавшие на место специалисты постановили: снежные завалы не разгрести, и в итоге все съемку перенесли на улицу Фрунзе (по сюжету действие происходит в Саратове). Сюда снова понаехала куча машин (с собой киношники привезли даже два передвижных биотуалета), на эвакуаторах доставили ретромобили, а улицу стали преображать.

Напротив дома №57 появилась автобусная остановка 2-го маршрута. Некоторые окна в знаменитом доме Челышова заколотили и завалили мешками с песком. Досками забили даже вход в один из подъездов. Когда кто-нибудь из жильцов хотел войти или выйти из дома, деревянный щит откручивали, а потом тут же прикручивали обратно.

Главной героиней на площадке была актриса Лика Нифонтова, по совместительству супруга режиссера Сергея Урсуляка. По сюжету она выходила из автобуса и на остановке становилась свидетельницей драмы – контуженный военный с перемотанной головой падал под ноги людей, ждущих автобус. Она его поднимала. Вот это незамысловатое действие снимали почти пять часов!

Сначала массовке раздавали роли.

— Вот вы, вы и вы – заходите в автобус, а вы – тетя со скрипкой – выходите из него, вы поедете в автобусе, а вы пойдете направо, мужчина будет курить, солдат завернет в подъезд, — молоденькая помощница режиссера тут же организовала полсотни человек на пятидесяти квадратных метрах. – Приготовиться к репетиции!

Внимание, мотор! Заново…

Сначала все шли слишком медленно, потом слишком быстро. После третьего прогона, когда все получилось весьма неплохо, включили снег-машину, и, наконец, начались сами съемки.

Правда, к этому времени энтузиазм у актеров массовки потихоньку сошел на нет. Сам эпизод-то небольшой – всего пару минут, но зато в перерывах между дублями можно было просто окоченеть от холода. Пока все встанут на исходную позицию, пока вернется на свои места неповоротливая военная техника, пока режиссер раздаст новые задания… А ведь еще и движение по Фрунзе не перекрывали. Люди в машинах и трамваях выворачивали головы, проезжая мимо. Каждый старался притормозить, успеть сфотографировать, помахать ручкой.

Некоторые самарские водители пытались припарковаться на расчищенном от машин и снега для съемок участке дороги, мол: «Я на минуточку!». Пешеходы тоже хотели «прикоснуться к прекрасному». Первый дубль записи испортила девочка Сюзанна, которая вышла в ключевой момент из подъезда прямо за остановкой. Она была так увлечена разговором по мобильному телефону, что даже не заметила, что происходит вокруг.

Второй дубль чуть не запорол какой-то мужчина в ярко-синих джинсах. Ему срочно приспичило перейти через улицу. Он даже чуть не подрался с охранником, буквально врываясь в кадр. Его пришлось удерживать вдвоем — к охраннику присоединился помощник режиссера. Но пока разбирались с мужиком, в кадр залез дедуля из того же злополучного подъезда.

— Устроили тут черте что! – проворчал дед, заходя домой.


Самара станет российским Голливудом?

Снимали еще и еще, снова и снова. А потом то же самое, но с другого ракурса. В пятом часу, когда кто-то из съемочной группы сказал: «Все, спасибо, снято!», люди уже валились с ног.

Массовка расселась по автобусам, в цирке быстро сдали реквизит, и – финальный аккорд дня – каждый получил по пятисотке за рабочий день.

— А мне понравилось, — сказал бывший почтальон, а ныне безработный Алексей Столяров. — Утомительно, конечно, но не пыльно. В Москве вообще, говорят, много народу только так деньги и зарабатывают. Вот бы и к нам киношники приезжали почаще!

Кстати, режиссер Сергей Урсуляк тоже заметил, что Самара – город, не избалованный киногруппами.

— А ведь у вас большой потенциал, — сказал он. — Центр города прекрасен, и если его не застроят новыми зданиями, то все киностудии будут работать в Самаре.

Что ж, посмотрим. А пока съемочная группа взяла тайм-аут из-за погодных условий. Ведь на самарских улицах предполагалось снимать осенние эпизоды фильма, а у нас снег метет. Пока у нас отсняли три эпизода – на улицах Ульяновской и Фрунзе, а еще в квартире, где как раз был задействован Евгений Дятлов. Также планируется еще один съемочный день, где в кадре появится Сергей Маковецкий. Об этом читайте в следующем номере «Репортера».

О чем кино?

Фильм снимается по самому известному сочинению Василия Гроссмана — роману «Жизнь и судьба», написанному в 1950-1959 гг. Роман признали «антисоветским», рукопись и машинописные экземпляры у писателя изъяли. Чудом сохраненная копия с помощью Андрея Сахарова, Булата Окуджавы и Владимира Войновича была вывезена на Запад и впервые опубликована в Швейцарии в 1980 году. В СССР первая публикация состоялась в 1988 году, через 24 года после смерти автора.

Основное внимание в книге отведено обороне Сталинграда. Писатель показал самоотверженность простых людей, готовых на любые жертвы, чтобы отстоять свободу и независимость Родины.

Сергей Маковецкий сыграет в фильме московского ученого-физика Виктора Штрума, эвакуированного с семьей на волжские берега. Лика Нифонтова — его тещу. А Евгений Дятлов — полковника танковых войск Петра Новикова

Режиссер Сергей Урсуляк

Снимал телепрограмму дог-шоу «Я и моя собака» (1995-1996 гг.), документальный цикл «Новейшая история» (НТВ, с Е. Киселевым, 1999-2000 гг), кинокартины: «Русский регтайм» (1993 г.), «Летние люди» (1995 г.), «Сочинение ко Дню Победы» (1998 г.), «Неудача Пуаро» (2002 г.), «Долгое прощание» (2004 г.), сериалы «Ликвидация (2007 г.), «Исаев» (2009 г.).

 

http://www.vninform.ru

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.