Китай становится огромной финансовой пирамидой

Ни для кого не секрет, что сейчас у Китая довольно серьезные проблемы с ростом общей задолженности. Хотя получение точных данных почти невозможно, большинство аналитиков и экономистов приводят цифры на уровне $30 трлн.

 

В зависимости от оценок это предполагает соотношение общего долга к ВВП от 250% до 300%. Не исключено, что значение было даже выше по итогам 2015 г. Отметим, что речь идет не о государственном долге, а об общем долге экономических субъектов.

 

Отношение корпоративного долга к ВВП составляло в 2014 г. около 125%, но сейчас, вероятно, оно уже выше 150%. В зависимости от специфики бизнеса различаются и возможности по обслуживанию долга, но в общем случае можно сказать, что компании с этой ношей уже не справляются.

 

Согласно данным Macquarie более половины всех долгов сырьевых компаний не покрывались операционной прибылью в 2014 г., а более свежих данных просто нет.

 

Ситуация очевидно ухудшилась, так как по итогам 2015 г. китайскими компаниями были созданы новые долги на $1,2 трлн и эти деньги были направлены на обслуживание уже существующих кредитов. Другими словами, весь корпоративный сектор Китая очень быстро становится одной гигантской финансовой пирамидой, построенной по печально известной схеме Понци.


С точки зрения статистики и финансового анализа китайские компании просто пытаются генерировать денежный поток, необходимый для обслуживание своих обязательств. Но становится все хуже и хуже. Уже сейчас медианная задержка оплаты услуг и товаров на материковом Китае составляет 87 дней, и это максимальный уровень почти за 17 лет. Кроме того, показатель вдвое выше среднего по развивающимся рынкам в целом.

 

Грубо говоря, сейчас китайские компании тратят на 50% больше времени, чтобы просто получить деньги за проданные товары и услуги, чем это было пять лет назад. Особенно остро проблема стоит у промышленных предприятий, где задержки составляют 131 день.

 

Как правило, если задержка составляет более 100 дней, это уже почти точный сигнал о сильном кризисе в секторе. Особенно страшно картина выглядит в сравнении с компаниями из индекса MSCI Emerging Markets, для которых медианное значение задержки оплаты составляет 44 дня.

 

«Дебиторская задолженность государственных компаний выросла на 23% за последние два года примерно до 590 млрд, что превышает годовой ВВП Тайваня, — пишет Bloomberg. – Число корпоративных банкротств в этом году выросло на 20%, и все больше китайских предприятий выбирают между двумя неприятными вариантами: кредитовать потенциальных клиентов дальше, соглашаясь на отсрочку платежа, или же отказать им, а затем наблюдать падение продаж».

 

Это, конечно же, ведет к кризису неплатежей, а общий уровень задержек платежей в экономике резко увеличивается. В конечном итоге промышленные предприятия не смогут выплачивать кредиты банкам, которые просто признают их «неработающими». Вот только это означает, что получить новые кредиты и продолжить деятельность будет значительно сложнее. Кроме того, «токсичные» активы банков не добавляют здоровья проблемной экономике Китая.

 

Единственным выходом остается взять на себя еще больше долгов, чтобы обслуживать долг текущий. Это позволяет выиграть время, может быть, даже несколько месяцев, но затем вся система может рухнуть как карточный домик.

 

Эффект домино сработает в том случае, когда серьезные проблемы с неплатежами начнутся и у стабильных и «богатых» компаний. Когда это случится, мы увидим волну дефолтов, банковский кризис и резкое сокращение избыточных мощностей.

 

Рынок будет очищен, миллионы китайцев потеряют свои рабочие места, а Народный банк Китая вынужден будет тратить миллиарды на спасение банковской системы.

 

Глава НБК Чжоу Сяочуань уже прямо заявил, что корпоративный сектор Китая обременен слишком большим объемом долгов. Он отметил, что соотношение долга к ВВП слишком высоко, но не назвал точных цифр.

 

Тем не менее Пекин, кажется, совершенно не заботит эта проблема. Иначе зачем было позволять компаниям страны увеличивать долг сразу на $0,5 трлн в течение января 2016 г.

Судя по всему, власти предполагают, что компании должны направлять больше денег на фондовые рынки, снижая зависимость от долга.

 

«Мы должны стабилизировать рынки капитала, — сказал глава НБК. – Было бы хорошо, если бы все просто влили свои сбережения в капитал. Таким образом, компаниям не придется брать на себя больший долг».

 

Согласно данным Financial Times около одной трети компаний уже должны втрое больше, чем размер их активов.

 

Несмотря на все проблемы, Пекин, кажется, готов очень жестко душить любые признаки кризиса. И здесь, видимо, он может рассчитывать на поддержку Международного валютного фонда.

 

Глава МВФ Кристин Лагард сказала: «Мир будет внимательно следить, чтобы узнать из опыта Китая, как ловко управлять тонким балансом между экономической трансформацией и более глубокой глобальной интеграцией». Что же, поддержка МВФ и официальных властей есть, резервов ЦБ вполне достаточно, значит, можно соблюдать «баланс» и «ловко управлять» еще некоторое время. Поэтому вице-премьер КНР Чжан Гаоли сказал весьма уверенно, что «нет никаких системных рисков».

 

Но Лагард права: мир очень внимательно следит за происходящим в Китае.



http://www.vestifinance.ru

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.