Как Российского ученого едва не сделали контрабандистом

Молодому ученому и изобретателю из Краснодара Дмитрию Лопатину, к проектам которого на протяжении уже нескольких лет проявляют интерес иностранные компании, грозит 11 лет тюрьмы и миллионный штраф за покупку в Китае растворителя, оказавшегося психотропным веществом.

Новые солнечные батареи будут в шесть раз дешевле и на 30% эффективнее существующих аналогов, говорит Дмитрий Лопатин


Растворитель покупался для научного эксперимента, посылку Лопатин так и не получил, о психотропных свойствах заказанного растворителя и об ограничениях на его оборот в России 26-летний Лопатин, как он сам утверждает, не знал, однако Прикубанский районный суд в июне приговорил ученого к трем годам условного наказания за «совершение покушения на незаконное приобретение психотропного вещества».

 

Прокуратура Прикубанского округа Краснодарского края, требовавшая отправить Лопатина в тюрьму на 11 лет, посчитала приговор слишком мягким и добивается его обжалования: окружные прокуроры не согласились со снятием с Лопатина обвинения по контрабанде и назначением ему условного наказания вместо реального. Окончательное решение об обжаловании приговора должна принять краевая прокуратура.

 

Защита Лопатина также подала жалобу на приговор в краевой суд, потребовав оправдать ученого по обвинению в «покушении на приобретение психотропного вещества».


Над чем работает ученый

Дмитрий Лопатин и его команда разработчиков работают над созданием новых солнечных батарей, которые, как заверяют их создатели, будут в шесть раз дешевле и на 30% эффективнее существующих аналогов. Солнечные батареи российских изобретателей эффективно работают даже при слабом солнечном свете — на закате, на рассвете, в облачную погоду и в туман.

 

Такие батареи можно печатать на различных поверхностях: например, на крыше — на черепице или металлопрофиле. Создатели батарей нового типа работают над технологией напыления — для ее применения необходимо изготовление чернил, при создании которых используются растворители.

 

«Для каждого вещества нужен свой растворитель. Для одного из веществ — иодида свинца — растворитель был токсичный и канцерогенный – диметилформамид. Для меня если данные какие-то есть о том, что вещество вызывает рак, то это сигнал к тому, чтобы постараться отказаться от него или принимать повышенные меры безопасности», — объясняет Дмитрий Лопатин свое решение купить в Китае гамма-бутиролактон — один из трех известных растворителей, походящих для работы с иодидом свинца.


Как Лопатина задержала полиция

Заказывая необходимый компонент в мае прошлого года, Лопатин и его команда (компания «Фотохим Электроникс») очень спешили: образцы в ближайшее время нужно было показать индийским партнерам.

 

Посылка из Китая пришла только через два месяца, когда вопрос с растворителем уже был не так актуален: в ожидании неканцерогенного растворителя изобретатели нашли выход — продолжили использовать тот же токсичный диметилформамид, только уменьшили его необходимое количество в 10 раз.

 

Через неделю после того как посылка наконец-то пришла, ученому начали звонить с почты и торопить с получением отправления.

 

«Просили, чтобы я все быстро оформил, иначе их лишат премии. После шестого звонка я сказал, что, да, я все оформлю. Я вообще хотел поручить это человеку, который разбирается во всех таможенных вопросах. Я раньше не занимался таким оформлением и не понимал, как это делается», — говорит Дмитрий Лопатин.


 

В посылке, кроме гамма-бутиролактона, были и другие вещества, для которых нет ограничения на ввоз в Россию.

 

«Я пришел, спросил таможенного инспектора, что мне делать. Для всех веществ я написал стоимость, название и массу, и то, что они нужны были для научных целей. Я это заявление сдал. И через 10-15 минут подошли сотрудники наркоконтроля и попросили пройти с ними для дачи объяснений. После того как я им все объяснил, они сказали, что это вещество – психотропное, начали обвинять меня в том, что я чуть ли не изготавливаю наркотики. Потом на меня надели наручники и повезли в основное здание таможни, там меня несколько часов допрашивали, и потом завели уголовное дело», — вспоминает Дмитрий Лопатин.

 

Так, финалист Зворыкинской премии, победитель конкурсов «Энергетика будущего», Russia Power и премии «Энергия молодости-2012», стал обвиняемым в «контрабанде» и «покушении на приобретение психотропных веществ».

 

По словам Лопатина, он не догадывался о психотропных свойствах растворителя и не знал, что его оборот ограничен в России.

 

«Ни в официальном описании производителя, ни в Википедии информации о психотропных свойствах этого вещества не было. Там писалось о том, что это промышленный растворитель, что он широко используется, в том числе для эпоксидных смол, и все в таком духе», — говорит Лопатин.

 

Спустя почти год (в середине июня 2015-го) Дмитрия Лопатина приговорили к трем с половиной годам условного срока по обвинению в «покушении на приобретение» и оправдали по обвинению в «контрабанде».


Как шел суд

По словам адвоката разработчика Николая Остроуха, у суда «не хватило решимости» полностью оправдать Лопатина, хотя с него и было снято обвинение в контрабанде.

 

«Это компромисс между следствием и защитой. У нас, можно сказать, существует презумпция виновности человека: когда прокурор утверждает обвинительное заключение, многое уже определено. Вынести оправдательный приговор судьи крайне редко решаются – это фактически подрывает их репутацию, поскольку у нас существует презумпция, что следствие у нас не ошибается, и кто совершил преступление предстают перед судом», — говорит Николай Остроух.

 

Следуя этой логике, Лопатину в любом случае грозило наказание.

 

«Видимо, оправдывая по особо тяжкому преступлению, остановились на наименее тяжком и оставили Лопатина на свободе. Я считаю, что в этом, с одной стороны, судом проявлен гуманизм. С другой стороны, не хватило решимости полностью оправдать Лопатина. Поэтому мы надеемся, что краевой суд все-таки разберется более детально и оправдает его», — надеется адвокат.

 

Дмитрий Лопатин не был согласен с приговором, но ему было важнее всего, что срок дали условный и он может продолжить работу над своими проектами.

 

«На тот момент для меня было главное, чтобы не было неизвестности и чтобы я мог продолжать работать. А тут угроза была, что меня могут «закрыть» на 11 лет, и соответственно эти несколько проектов, они бы тоже закрылись», — говорит Дмитрий Лопатин.

 

По его словам, судебный процесс сильно отвлекал от работы над проектами и усложнял их реализацию.

 

«Определенные люди отказались со мной работать до тех пор, пока уголовное дело не закроют. Инвесторы тоже сказали: нам проект нравится, но мы не можем вложиться пока дело не закроют», — говорит ученый.

 

Почти сразу же после вынесения приговора Дмитрий Лопатин отправился на конференцию науки и технологического предпринимательства Hello Tomorrow во Франции: там из 3000 заявок от разработчиков были отобраны 100 лучших, в числе которых оказался проект Лопатина – единственный российский проект в сотне лучших.

 

Интерес к разработкам российских изобретателей во Франции проявила компания Shell, которая предложила россиянам совместный проект. Также проектами Лопатина заинтересовались греческие компании и представители ЮАР.


Планы под угрозой

«Сейчас мы делаем образцы [солнечных батарей] для Индии – большего размера, большей эффективности, и планируем их показать в министерстве новых возобновляемых источников энергии Индии где-то в августе», — рассказывает о рабочих планах Дмитрий Лопатин.

 

Производство солнечных батарей в Индии, по словам Лопатина, они планируют начать уже через полгода.

 

Дмитрий Лопатин и его команда с 2011 года также развивает проект по созданию беспроводного зарядного устройства, которое работает по принципу wi-fi.

 

«Зарядная станция в помещении раз в две минуты посылает сигнал, чтобы искать мобильное устройство в пределах помещения, если оно получает отклик — то есть мобильное устройство посылает ответный сигнал, то оно определяет его местоположение и направляет на него поток радиоволн и ультразвука. Таким образом, мобильное устройство подзаряжается», — рассказывает изобретатель.

 

Когда молодые разработчики представили это устройство на выставке мобильных устройств в Испании в 2011 году, соучредитель Apple Стив Возняк высоко оценил достижения молодых ученых и сказал, что он бы поставил такое устройство у себя дома.

 

«Он сказал, что все устройства, которые направлены на повышение удобства и свободы человека, обречены на успех», — вспоминает Лопатин.

 

Разработкой зарядного устройства также заинтересовался главный конкурент Apple — компания Samsung, которая хотела, чтобы изобретатели увеличили расстояние, на котором беспроводное устройство способно заряжать гаджеты, до 3 метров – тогда устройство можно выводить на рынок. Пока расстояние удалось увеличить до метра-двух, желанных трех метров разработчики смогут добиться через год.

 

У Лопатина есть серьезные конкуренты в США, чьи разработки больше известны, чем российские.

 

«Но они пока не смогли разработать систему поиска мобильного устройства. Кроме того, у нас два канала передачи энергии используются – защищенность при этом получается лучше», — рассказывает Лопатин о преимуществах российской разработки.

 

Однако эти планы Лопатина и его команды могут быть поставлены под вопрос – из-за намерения прокуратуры добиваться пересмотра приговора в сторону его ужесточения.

 

По словам Николая Остроуха, прокуратура настаивала на 11 годах лишения свободы, но по совокупности преступлений, инкриминируемых Лопатину, «при желании» можно было дать до 22 лет и штраф в 1 млн рублей.

 

После того как окружная прокуратура заявила о намерении «довести дело до конца», адвокат Лопатина сразу же обжаловал приговор, потребовав оправдать подзащитного и по обвинению в «покушении на приобретение психотропного вещества».

 

«Когда узнали, что прокуратура будет обжаловать, у нас не было другого выбора, как доказывать невиновность в краевом суде, поскольку наша пассивная роль в данном случае была бы не уместна. Получается, приговор суда не устроил ни одну из сторон. Прокуратуре кажется, что необоснованно увели от ответственности по контрабанде, а мы считаем: да, спасибо суду, что оправдал по котрабанде, но надо оправдывать и по покушению на приобретение. Потому что если у него не было умысла на контрабанду, откуда взялся умысел на приобретение?», — спрашивает адвокат.


«Ничего не смогли найти»

В ходе предварительного следствия адвокат и Лопатин настаивали на проверке ученого на детекторе лжи, чтобы доказать отсутствие умысла на приобретение психотропного вещества. Детектор лжи поверил Лопатину, умысла не обнаружил, однако ученому все равно отказали в прекращении преследования.

 

«Они просмотрели весь мой компьютер, мой телефон, они прослушивали все мои телефонные разговоры, и они ничего не смогли найти», — говорит Лопатин.

 

«У каждой службы правоохранительной свои задачи. Их задача любым способом раскрыть как бы «преступление», показать результаты работы и отправить в суд. К сожалению, за статистикой судьбы людей не проглядываются. Тот же Лопатин проходит по статистике как поставщик крупной партии психотропного вещества. Его дело можно приравнять к другому делу – реальному – где действительно произошла такая поставка наркотика, или спайса», — поясняет Николай Остроух.

 

В январе этого года в СМИ появились слухи о том, что в Кремле принято решение о ликвидации Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и передачи ее функций подразделению МВД. Как отмечала пресса, незадолго до появления слухов ведомство заметно активизировало публичную деятельность, не исключено, что целью было — доказать его эффективность.

 

В Международный день борьбы с наркоманией Виктор Иванов заявил, что число наркоманов в России увеличилось, по сравнению с советскими временами в 146 раз — до 7,3 миллиона человек. Однако минздрав насчитал 700 тысяч наркоманов.


Запрещенное вещество

Заказанный Лопатиным в Китае гамма-бутиролактон попал под строгий контроль в России только в 2012 году.

 

Гамма-бутиролактон свободно продавался в большинстве стран до 1990-х годов, когда в США и во многих государствах начали вводить ограничение на его продажу.

 

Это вещество может использоваться в качестве растворителя, ароматизатора, пятновыводителя. Кроме того, гамма-бутиролактон используется в медицине для увеличения продолжительности сна. Очень много упоминаний о гамма-оксибутирате есть на сайтах спортсменов и культуристов, которые считают его идеальным анаболиком.

 

В то же время, гамма-оксибутират (который получается при смешении гамма-бутиролактона и едкого натрия) и гамма-бутиролактон являются веществами, которые часто используются в качестве рекреационных наркотиков.

 

Сейчас во многих странах оборот этого вещества строго контролируется, хотя в некоторых странах фактически нет никакого ограничения на продажу. Так, например, в Израиле ГБЛ классифицируется как запрещенная субстанция с 2007 года, а в Нидерландах гамма-бутиролактон можно свободно купить в качестве чистящего средства.

 

Как уверен Дмитрий Лопатин, в Европе бы поступили по-другому, узнав о том, что изобретатель заказал запрещенное вещество: его бы просто уведомили о том, что вещество запрещено и предотвратили покупку.

 

По словам ученого, судебный процесс немного поколебал его уверенность в том, что и в России можно успешно заниматься инновационными проектами.

 

«Если я раньше думал, что в России можно с тем же успехом делать проекты, что и в Америке и в Европе, то сейчас у меня есть небольшие сомнения на этот счет. Раньше были определенные трудности – задерживались деньги с гранта на полгода, но это не было так фатально», — говорит Дмитрий Лопатин.

 

В первые два месяца, после того как было открыто уголовное дело, у Лопатина не было денег на то, чтобы нанять адвоката. В распоряжениии его компании тогда были средства, выделенные в качестве гранта, однако их задерживали. Именно по этой причине Лопатин не смог вовремя нанять специалиста для оформления посылки на таможне.

 

Источник

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.