Железнодорожный район. Сорок лет труда и развития

 

Алексей Геннадьевич Савин, глава администрации Железнодорожного района г.о. Самары

 

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР №1118 от 11 декабря 1970 года «Об образовании Железнодорожного района в городе Куйбышеве Куйбышевской области» начался отсчет жизнедеятельности нового территориального образования. За это время район значительно преобразился: выросли жилые микрорайоны поселка Братьев Кузнецовых; ТЮЗ и железнодорожный вокзал обрели новые здания, не уступающие по своей красоте старым, а с точки зрения функциональности отвечающие всем современным требованиям; построены два крупнейших медицинских учреждения области — Диагностический центр и областной Кардиодиспансер, которые по оснащенности и качеству медицинского обслуживания сродни известным европейским аналогам. Наконец, метрополитен и многие другие социально значимые объекты, появившиеся в последние годы на карте района, облагородили его облик, обеспечив более комфортные условия жизни его обитателей. Сегодня Железнодорожный район живет насыщенной и богатой событиями жизнью, динамично развиваясь, строит будущее, не забывая о прошлом.

Из уцелевших памятников архитектуры на территории Железнодорожного района можно отметить локомотивное депо, больницу Аржанова, спиртовой завод. Константиновская богадельня, построенная в 1878 году является образцом архитектуры неорусского стиля. Уникальным по своему исполнению считается кованое литье ступеней и решеток. Сегодня в стенах богадельни располагается училище №28 железнодорожного транспорта. Интересна история православного храма в пос. Шмидта. В начале прошлого века этот населенный пункт носил название Новый Оренбург. До 1908 года там не было своей церкви. Желание верующих удовлетворил самарский купец В. М. Сурошников. Благодаря его стараниям возле главной площади был построен молельный дом на 500 прихожан. В дальнейшем, в 1915 году на его месте возвели Михаило-Архангельский храм. Примечательно, что это была последняя церковь, построенная в Самаре и ее окрестностях до революции. Храм пережил советское лихолетье, когда в его стенах размещались и клуб, и инфекционная больница… В конце 90-х годов он был восстановлен и возвращен православным жителям поселка.

В те времена, вдоль современной улицы Урицкого располагались канатный и колокольный заводы пензенских купцов К. Ф. Привалова и В. Е. Буслаева. Чуть в отдалении находился гончарно-изразцовый завод немца Э.К. Баара. Основной его продукцией была посуда, изразцы и терракота. В качестве сырья использовалась местная глина и привозная глазурь.

До сегодняшних дней из предприятий, построенных в традиционном для Самары стиле — краснокирпичной промышленной архитектуры, — сохранились немногие, к таковым принадлежит комплекс зданий спиртового завода. Он был основан в 1901 году, а главное здание построено в 1906 — надпись на фасаде тому подтверждение. Образцом Самарской краснокирпичной промышленной архитектуры являются также здания, входящие в комплекс локомотивного депо.

В стиле романтического модерна построен главный корпус городской больницы им. Л.С. Аржанова (в


настоящее время здесь размещена медико-санитарная часть №15). Проект здания выполнен известными петербургскими архитекторами А.И. фон Гогеном и И.С. Огородниковым. В 1904 году он был признан лучшим в конкурсе, объявленном журналом «Зодчий». Строительство больницы велось на средства самарского купца, коллекционера Л.С. Аржанова (его имя долгие годы украшало фасад здания) и было завершено в 1914 году. Позднее в комплекс больницы вошло здание Общества Красного Креста (бывшая Ольгинская община сестер милосердия), построенное в 1902 году в столь популярном на рубеже веков неорусском стиле. Сегодня здесь, на территории современного роддома, ведутся реставрационные работы.

В конце XIX века идея создания Самаро — Златоустовской и Оренбургской железной дороги, принадлежавшей оренбургскому генерал-губернатору, получила поддержку Самарской губернской думы, которая в кратчайшие сроки предоставила крупную сумму на взыскание трассы будущей стальной магистрали. В 1874 году был единогласно утвержден проект со всеми станционными сооружениями от Сызрани до Оренбурга, а уже через год началось строительство Самаро — Златоустовского участка великого Сибирского пути. По проекту 1874 года вокзал предполагалось разместить в 2,5 верстах от города по причине боязни пожаров и грохота. Однако членам Самарской губернской думы удалось, проявив упорство и дальновидность, настоять на своем варианте. После того, как члены думы определили площадку под строительство вокзала, начался сам процесс его возведения по проекту петербургского архитектора графа Н.И. Де Рошефора. К 1 января 1877 года строительство было завершено, и с этого момента началось движение поездов. Архитектура вокзала носила дворцовый характер, в структуре планов и фасадов прослеживались черты классицизма. За свою историю здание претерпело несколько реконструкций, самую основательную из которых осуществил уже в тридцатых годах XX века известный самарский архитектор П. А. Щербаков. Он же разработал в послевоенные годы интерьер основных помещений, выдержанных в стиле советского ампира.

Щербаков сыграл огромную роль в формировании облика Самары, в частности в создании уникального градостроительного ансамбля, обрамляющего Комсомольскую площадь. Центральное место комплекса занимает здание Управления железной дороги, построенное в стиле русского классицизма (1925 — 1926 гг.). Вторым, формирующим ансамбль Комсомольской площади, стал 4-этажный жилой дом Куйбышевской железной дороги (1935), выполненный в стиле «пролетарской классики». И тремя годами позже, в 1938 году завершающим аккордом этой архитектурной симфонии становится здание поликлиники. В его внешней отделке мастер использовал приемы конструктивизма в сочетании с элементами классики.

В 1996 году на месте снесенного старого вокзала, служившего верой и правдой Самаре 120 лет, началось строительство нового вокзального комплекса. Стоит отметить, что строительные работы велись без прекращения движения пассажирских и пригородных поездов через станцию Самара по разработанной временной технологии. И еще одна интересная деталь: основная часть вокзала — высотная башня составляет 74,47 метра. Купол здания венчает 14-ти метровый шпиль весом 3,8 тонны. Для подъема этой конструкции использовался вертолет МИ-8.

Сегодня уже невозможно представить себе Комсомольскую площадь без этого уникального по своей архитектуре здания, дизайн которого выполнен на сочетании металлического каркаса и стеклопакетов. Во всех вокзальных помещениях присутствуют красота, функциональность и комфорт. Его пропускная способность 27 тыс. пассажиров в сутки, а одновременная вместимость — 3150 человек.

Что касается промышленности района, то на сегодняшний здесь расположены предприятия, известные далеко за пределами нашей области. ЗАО «Мягкая кровля» — один из основных производителей рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов. Завод был введен в эксплуатацию в 1932 году и сразу же вошел в число ведущих предприятий кровельной промышленности страны. В арсенале предприятия немало дипломов и наград. Из последних — Диплом XI специализированной выставки «Строй-Экспо-Татарстан 2009» г. Набережные Челны и Диплом выставки «Стройиндустрия» за стабильность на строительном рынке Самары. Сегодня ЗАО «Мягкая кровля» выпускает мягкие кровельные материалы в ассортименте: рубероид, армокрив, пергамин и упаковочная бумага. Его продукция под торговой маркой «Армокрив» занимает одно из ведущих мест по качественным характеристикам среди всех существующих на сегодняшний день наплавляемых материалов, применяемых в строительстве жилья и производственных помещений.


 

Среди самарских покупателей продукция ОАО ПКК «Весна» пользуется огромной популярностью, в основном из-за оптимального соотношения — высокое качество и минимальная цена. Ассортимент выпускаемой продукции компании насчитывает более 50 наименований. В настоящее время компания обладает современным производством, собственным Центром новых разработок и хорошо развитой региональной сбытовой сетью.

Более 60 лет лидирует в своей отрасли среди отечественных производителей ОАО «Самарский трансформатор». Предприятие имеет свыше 500 постоянных партнеров в России и СНГ. Продукция с маркой компании используется в различных отраслях экономики: на объектах атомной, тепло- и электроэнергетики; в нефтяной и газовой промышленности; в машиностроении, металлургии, в промышленном и жилищном строительстве, а также на ж/д и водном транспорте.

В послевоенные годы в целях решения вопроса трудоустройства незрячих, значительную часть которых составляли инвалиды Великой Отечественной войны, было создано специализированное объединение «Старт», впоследствии ОАО «Самараавтожгут». До конца 50-х предприятие существовало в виде учебно-производственных мастерских, которые производили несложную продукцию: гвозди, картонажные изделия, масляные фильтры. После реорганизации и приобретения новых производственных площадей предприятие перепрофилируется: его основной продукцией становятся печатные платы для теле- и радиоаппаратуры. Из 850 человек, работающих на предприятии, 450 инвалидов по зрению. Объединение активно работает по освоению и внедрению востребованной рынком продукции. Новой номенклатурой стали автомобильные жгуты. В настоящее время производство полностью сориентировано на выпуск продукции для отечественных автозаводов, в том числе на 90% для ОАО «АвтоВАЗ».

Чтобы представить в более полном объеме все предприятия и учреждения Железнодорожного района, необходимо перейти к сухому языку статистики.

На сегодняшний день в Железнодорожном районе зарегистрировано 7467 предприятий различных форм собственности, которые охватывают многие сферы деятельности, и 2198 индивидуальных предпринимателей. Среднестатистическая часть работающих — 45 612 человек. На территории района развернута широкая сеть предприятий потребительского рынка — 256 магазинов, 101 предприятие общественного питания, 441 объект мелкой розницы и 261 объект бытового обслуживания, 5 ярмарок.

В Железнодорожном районе расположено 15 общеобразовательных школ, интернат №6, 23 дошкольных образовательных учреждения, два вуза (Самарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета и Самарский институт управления), 2 коррекционных образовательных учреждения — интернат №4 и школа-интернат «Преодоление», 2 ссуза — Самарский техникум легкой промышленности и Самарский техникум железнодорожного транспорта им. А.А. Буянова (старейшее учебное заведение города), один профессиональный лицей №76 (торгово-кулинарный).

В районе широко представлена система дополнительного образования: Центр внешкольной работы и 8 подростковых клубов; Центр детского творчества; Центр дополнительного образования «Лидер», ДЮСШ №9 и две музыкальные школы. А также известные в области медицинские учреждения и общественные организации: Совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, районное общество инвалидов.


Среди культурно-досуговых учреждений большой популярностью пользуется «СамАрт». За свою историю театр воспитал не одно поколение зрителей. Ориентируясь в подборе репертуара на разные вкусы и возраст, он во многом определяет театральную жизнь города. «СамАрт» был дважды отмечен высшей театральной наградой «Золотая маска» за спектакли «Бумбараш» (1998 г.) и «Мамаша Кураж» (2003 г.). Театр — постоянный участник многих фестивалей, как отечественных, так и зарубежных.

Парк им. Щорса — излюбленное место отдыха жителей района. Последние годы администрация Железнодорожного района совместно с учреждениями культуры и при активной поддержке жителей района использует эту площадку для проведения семейных праздников, таких, например, как «День фонариков». Праздник стартовал в рамках Года семьи и успешным дебютом продлил свое существование на годы вперед. Такие праздники, как «День фонариков» и «Рождественские поделки» укрепляют престиж и роль семьи в обществе, приобщают детей и взрослых к совместному творчеству.

Хорошей традицией района уже стало проведение мероприятий по месту жительства — праздников двора. В их организации участвуют председатели ТОСов, инициативные группы граждан, библиотеки района, подростковые клубы и спонсоры. В праздничном списке — концертные и развлекательные программы, конкурсы, краеведческие викторины, спортивные эстафеты и соревнования. Цель праздников — объединение жителей микрорайонов.

Специалисты по работе с населением проводят совместные с руководителями товариществ собственников приемы граждан по личным вопросам. На повестке дня решение проблем жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, благоустройства территории. Одним из эффективных способов работы с населением является также использование системы «Электронный город», позволяющей в режиме реального времени отслеживать выполнение заявок от жителей района. Такое нововведение позволило значительно повысить качество и скорость работы, сократить сроки принятия мер по обращениям граждан. В ближайших планах главы администрации Железнодорожного района А.Г. Савина подключение к автоматизированной системе районных ЖЭУ и создание call-центров.

В числе приоритетных направлений администрации района — работа с молодежью. Деятельность администрации в сфере реализации молодежной политики направлена на развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, активное привлечение молодых людей к общественно-политической жизни, на воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности. Большая работа проводится по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Администрация района активно взаимодействует с ветеранскими общественными организациями по проведению совместных мероприятий. Проводятся тематические встречи молодежи с ветеранами ВОВ, войны в Афганистане, Чечне и других локальных конфликтов. Устраиваются вечера, приуроченные к памятным датам военной истории и дням воинской славы России. Проводятся спартакиады по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивная игра «Зарница». Уже не первый год лесной массив т/б «Дубки» становится местом проведения «военных действий», в которых главными участниками являются учащиеся и студенты учебных заведений района. Проведение таких мероприятий способствует не только воспитанию духовных, волевых и физических качеств, но и решает задачи профилактики асоциального поведения и пропаганды здорового образа жизни.

Развитию физкультуры и спорта также дан зеленый свет. Регулярными стали соревнования по футболу на приз Кубка главы администрации Железнодорожного района, по шашкам и шахматам, настольному теннису, боксу, пулевой стрельбе и другим видам спорта. В прошлом году администрацией организовано и проведено 24 физкультурно-спортивных районных мероприятия. Событием же этого года стал VIII региональный этап общероссийских соревнований работников ОАО «РЖД» «Молодежные игры 2009», которые с успехом прошли на стадионе «Локомотив».

Сегодня Железнодорожный район в преддверии своего 40-летнего юбилея. Позади — несколько веков в статусе самарской окраины и 40 лет становления в своих современных границах, впереди — развитие и процветание вместе с городом, который по праву гордится этим районом.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.