Войны между разведками союзников

Информация — не самая новая, но, узнавая детали, только диву даешься. Оказывается, с 2006 по 2012 годы Агентство национальной безопасности (АНБ), одна из 17 разведывательных организаций США, прослушивала телефонные переговоры президентов Франции. Liberation и Mediapart, которые опубликовали новые документы WikiLeaks, указывают, что записывались не только беседы трех действовавших в эти годы президентов, но и телефонные звонки их советников, «горячей линии» президента, лица, ответственного за президентский самолет, телефонные станции министерств финансов и сельского хозяйства, личные телефоны министров и участников переговоров на саммите по климату в 2009 году в Копенгагене.


Список бесконечен. Обнаруженные при прослушке сведения дипломаты или сотрудники разведки, обладающие дипломатическими паспортами, передавали вместе с комментариями в США. Раньше документы, обнародованные с помощью WikiLeaks, выглядели как информационные записи, переданные дипломатами. Последние же сведения — сырьевой материал, полученный путем прослушивания и переданный в сопровождении комментариев.


В недавно опубликованных документах есть, например, откровения о том, что в ходе визита в США Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) действовал как торговый представитель гигантской французской компании по производству спиртных напитков Pernod, или о его тайных контактах на Ближнем Востоке. Сведения о частной жизни президентов, кажется, публиковали и газеты. Но вместе с данными, полученными напрямую в ходе прослушивания, соответствующим органам передавалась информация о слабостях президентов или, к примеру, о том, у кого из них чрезмерно раздутое эго.


Лица и институты, оказавшиеся под колпаком АНБ, входят в список под названием Target Office of Primary Interest (TOPI). Попасть в этот перечень приоритетных целей несложно. Из опубликованных сведений становится понятно, что США шпионили в целевых странах за инстанциями и лицами, принимавшими решения не только в сфере безопасности, но и по многим другим вопросам. Эта информация записывалась, комментировалась — и отправлялась в США.

Источник

Накануне президент Франции Олланд созвал экстренное заседание совета безопасности. По окончании заседания французы отметили, что ситуация, которая вскрылась благодаря документам, опубликованным WikiLeaks, Liberation и Mediapart, неприемлема, и Вашингтон как союзник должен помнить о своих обязательствах. МИД Франции вызвал американского посла на переговоры. Когда выяснилось, что США прослушивали старый телефон марки Nokia Ангелы Меркель, Обама поспешил заверить канцлера ФРГ, что он не знал о прослушке и не пользовался ею. Тема была закрыта. И сейчас вряд ли стоит ожидать каких-то существенных потрясений.


Известно, что часть запросов АНБ о прослушке брала на себя немецкая разведывательная организация BND. Сведения о слежке BND за французскими компаниями и некоторыми министерствами уже публиковались ранее. В том, что BND выполняет для США функцию субподрядчика, важную роль играет прошлое, восходящее к периоду холодной войны.


Эксперты обращают внимание на то, что масштабы прослушки начинают выходить за рамки разумного. Колоссальные возможности, которыми располагает АНБ, потворствуют тому, чтобы следить за всем, чем угодно, и только потому, что это можно сделать технически, а не потому, что это нужно или полезно. Важно и то, что каждые 18 месяцев масштаб прослушивания и сбора разведданных удваивается без каких-либо высоких дополнительных затрат. Такая безумная динамика развития лишь подкрепляет навязчивую идею слушать всех и вся.


Слабое звено этой схемы — численность персонала, необходимого для обработки полученных данных. Например, в США разрешение на доступ к «сверхсекретным» документам есть у 1,3 миллиона человек. Вероятность того, что среди них в один момент возникнет новый Сноуден(ы), весьма велика. Да и другим разведывательным организациям несложно внедриться в эту структуру.


Сейчас во Франции обсуждают вопрос о том, как велось это прослушивание. С большой долей вероятности шпионаж за президентским дворцом, парламентом и министерствами вели через антенны на крыше американского посольства. Не исключается и вероятность получения доступа к компьютерам, где хранились записи переговоров на криптотелефонах. Задачу упростило и то, что большинство министров и советников предпочитают использовать смартфоны. А аудионаблюдение восполнило картину.


В Турции также прозвучало предположение, что «большие уши» на крыше американского посольства ведут прослушку МИД и аппарата премьер-министра. До сих пор не исключается, что именно это прослушивание стало источником некоторых просочившихся в интернет переговоров. Из-за уязвимости перед разведкой на повестке дня даже возникла идея переезда аппарата премьер-министра в более безопасное место. Затем Тайип Эрдоган, лелеявший мечту о президентском дворце, вдруг прибрал к рукам новое здание, а премьер-министр остался на прежнем месте! Однако новое здание должно служить своей первоначальной цели, и администрации президента там не место.


Источник

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.