Борьба России за то, чтобы ООН оставалась коррумпированной: взгляд изнутри

При своей встрече в Сочи генсек ООН Пан Ги Мун и президент РФ Путин должны были обсудить гражданскую войну в Сирии, утверждает обозреватель Foreign Policy Колум Линч. Но Путин, Лавров и Шойгу подняли другую тему. «Серия реформ ООН, направленная на оптимизацию миллиардов долларов, которые расходуются на миротворческие силы ООН, несла угрозу для коммерческих интересов России. Путин и его «команда национальной безопасности» вежливо, но твердо надавили на главу ООН, требуя пойти на попятный», — пишет автор, ссылаясь на несколько «высокопоставленных источников в ООН, которые были проинформированы о встрече».

 

По словам автора, это «лишь очередной пример того, как Россия поигрывает дипломатическими бицепсами, чтобы защитить свое коммерческое положение в ООН. На протяжении большей части минувшего десятилетия Россия вовлечена в систематические усилия, цель которых — препятствовать попыткам искоренения коррупции в сфере расходов ООН», говорится в статье. По словам автора, российская сторона «вытеснила реформаторов ООН», «вырвала клыки у организаций, осуществляющих мониторинг», «заблокировала внутренние бюджетные реформы, цель которых — снижение издержек».

 

Линч утверждает, что антиреформистские усилия России всего сильнее ощущаются в области аренды авиации для ООН («оборот этого рынка — 1 млрд долларов в год»). По его заключению, Россия пользуется несправедливыми преимуществами.

 

Российские предприниматели предоставляют ООН и другим международным организациям дешевые самолеты и вертолеты. В секторе аренды вертолетов для миротворцев ООН доля российских фирм — 75%.

 

Правда, есть конкуренты — Украина, производящая сходные вертолеты. США, Германия, Франция, Италия, Испания тоже ищут новые возможности для бизнеса, поскольку миссия НАТО в Афганистане сворачивается, отмечает автор. Эти страны неофициально выражают тревогу. «Они утверждают, что система закупок ООН несправедливо подогнана в интересах российской авиации: условия тендеров — например, требуемая вместимость (более 20 пассажиров) — составлены так, чтобы исключить большинство конкурентов», — говорится в статье. Запад встревожен также тем, что многие из ключевых сотрудников ООН — «в том числе заведующий снабжением, украинец, и специалист по авиации, россиянин — уроженцы стран, сильно заинтересованных в авиационном рынке», говорится в статье.

 

Впрочем, официальный представитель Департамента миротворческих операций ООН Кьеран Двайер заявил, что система «сдержек и противовесов» не позволит ни одному чиновнику единолично устанавливать требования к авиации. Двайер отметил, что вертолеты «Ми-8» действительно играют ведущую роль в операциях миротворцев, но сослался на их ценные особенности: «радиус полета, грузоподъемность, экономность».

 

Однако Управление услуг внутреннего надзора ООН — организация, которая должна выявлять внутреннюю коррупцию в ООН — заявила: тот факт, что к тендерам не допущен более широкий спектр воздушных судов, создал «большой риск приобретения услуг по воздушным чартерным перевозкам дороже, чем необходимо», пишет автор, ссылаясь на конфиденциальный отчет об аудиторской проверке.

 

В отчете подтверждены некоторые тревоги, высказанные западными державами, и указано на риск возможного сговора среди поставщиков вертолетов, пишет автор. В отчете от декабря 2012 года отмечается, что крупнейший поставщик вертолетов для ООН состязался за контракты с филиалами, находящимися в полной собственности. Эта практика «еще более подчеркивает срочную необходимость в мерах по ослаблению риска сговора», говорится в статье. Правда, там не упоминается, какие воздушные суда получают преференции, нет названий поставщиков и сведений о том, из каких они стран.

 

Несколько лет назад ООН попыталась реформировать сферу снабжения. Но Россия энергично воспротивилась, утверждает автор. Например, она попыталась изгнать специалиста, которого перевели в Нью-Йорк для усиления надзора. Несколько лет российское правительство также затягивало переговоры о реформах снабжения в бюджетном комитете ООН, пишет автор, ссылаясь на западных дипломатов.

 

Со своей стороны, полпред РФ в ООН Чуркин сказал в интервью: «Вообще говоря, мы немного встревожены количеством реформ. Мы не против конкуренции. Мы понимаем, что бизнес — это всегда конкуренция. Но мы не хотим жульнического бизнеса».

 

Автор возвращается к майской встрече генсека ООН в Сочи. «Российское руководство было особенно встревожено планами передать полномочия по аренде вертолетов полевым миссиям и логистическим центрам ООН в Энтеббе (Уганда) и Бриндизи (Италия)». Этот шаг ограничил бы влияние делегации РФ в штаб-квартире ООН, полагает автор. Российская сторона также возразила против модернизации тендеров и плана по повышению «мобильности персонала».

 

«Россия сопротивлялась попыткам модернизировать воздушный флот ООН в плане более экологичных технологий, современных систем безопасности и более эффективного потребления топлива», — говорится в статье.

 

Когда в Конго потерпел аварию «Ми-8», сотрудник штаб-квартиры ООН потребовал поставить на вертолеты ООН дополнительную систему безопасности. Но высокопоставленный чиновник ООН отменил это решение. «Дипломаты ООН вопрошают, не было ли это сделано под давлением России», — замечает автор.

 

Источник: Foreign Policy

 http://inopressa.ru

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.