Через Самару может пройти поезд с радиоактивными отходами

Самарские экологи подписались под обращением в правительство РФ. В нем они требуют отказаться от транспортировки через всю Россию отработанного радиоактивного топлива, планов развития атомной энергетики и призывают в качестве главного приоритета выбрать энергосбережение и развитие возобновляемых источников энергии.

 

Поводом для такого обращения послужила информация о том, что государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» собирается отправить огромный груз радиоактивных отходов Ленинградской атомной электростанции, расположенной в окрестностях Петербурга, в Сибирь, в Красноярский край. Поезд с 80 тоннами отработанного радиоактивного топлива того же типа, что использовалось на Чернобыльской АЭС, на днях должен быть отправлен через всю страну. Предполагается, что он пройдет и через Самару. При этом неизвестны ни дата его отправления, ни конкретный путь следования. Состав, о котором идет речь, считается первым из примерно 300 подобных поездов, которые согласно различным слухам планируется отправить в Сибирь. В соответствии с планами правительства к 2025 году в Красноярском крае будет размещено 22 тысячи тонн отработанного топлива, что означает отправку радиоактивного груза примерно каждые два месяца по расчетам российских экологов, которые уже окрестили регион «атомным туалетом страны».

 

Красноярск-26 впервые появился на картах в 1992 году, когда Москва признала существование секретных городов. Сегодня он называется Железногорск, и в декабре Росатом заявил, что он завершил строительство нового сухого хранилища для радиоактивных отходов, считающегося более безопасным, чем «мокрое» хранение отработанного ядерного топлива. «Станет возможным надежное хранение в постоянных местах вплоть до переработки»,- объяснил пресс-секретарь госкорпорации по атомной энергии. Россия перерабатывает примерно 16% отработанного ядерного топлива, а его перевозка из одного места в другое — это обычное дело.

Тем не менее, в основном отходы реакторов РБМК-1000 (этот тип реактора стал печально известен после взрыва на Чернобыльской АЭС, но они все еще действуют на других АЭС России) утилизуется в окрестностях той же АЭС. «Перевозка радиоактивных материалов — это рутинное дело», — комментирует Владимир Чупров, глава «Гринпис России», — но в этом году готовятся к отправке 96 поездов, что решительно превышает всякие нормы».

Самарские экологические организации не остались в стороне. Член Общественной палаты РФ, председатель международного социально-экологического союза Сергей Симак в своем комментарии порталу Самара.ру отметил, что он, как любой нормальный человек, относится к идее транспортировки радиоактивных отходов отрицательно. «Вы представляете себе, что это такое, — говорит он. — Это сотни тысяч тонн опасного вещества, которые находятся в зоне видения огромного количества людей. Составы (а их предполагается несколько) пойдут через всю страну и мало того, что окажутся в зоне видения ничего не подозревающих людей, так еще и должны пройти испытания российскими железными дорогами. А здесь не исключается вероятность аварии, несчастного случая, теракта, элементарного раздолбайства в конце концов». По словам Сергея Симака, подобные проекты экстремально опасны. Он считает, что необходимо активно высказывать свою гражданскую позицию по этому поводу. Понятно, что от проблемы никуда не уйти, и эти самые радиоактивные отходы рано или поздно все равно придется транспортировать. При этом население страны всегда будет опасаться. Единственный выход из этой ситуации по мнению экологов — отказ от ядерной энергетики и развитие возобновляемых источников энергии, как, например, это сделали в Германии. «Наше правительство, — говорит Симак, — пока не торопится отказываться от АЭС. Более того — на ближайшие 10 лет в России запланирован ввод еще 26 атомных блоков. Часть из них будут находиться по соседству с Самарской областью — в Балаково и Димитровграде».

http://samara.ru/

 

 

Комментарии закрыты.