Тонино Гуэрра: Россия внутри меня
В Италии на 93-м году жизни скончался выдающийся сценарист, режиссер, художник и поэт Тонино Гуэрра. По его сценариям поставлены знаменитые фильмы Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, «Ностальгия» Андрея Тарковского.
Поэт, художник, скульптор, писатель, сценарист Тонино Гуэрра (Tonino Guerra) родился 16 марта 1920 года в небольшом итальянском городке Сант-Арканджело в северной области Италии, недалеко от Римини. Он написал сценарии более чем к 100 фильмам, многие из которых стали классикой. Гуэрра работал с классиками мирового кинематографа, среди которых Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Тео Ангелопулос.
Гуэрра был тесно связан с Россией. Он был женат на Элеоноре Яблочкиной и шутил, что по жене он русский. Сценарист неоднократно приезжал сначала в СССР, а потом в Россию, где у него появилось много друзей среди художников, поэтов, кинематографистов. Стихи Гуэрры были переведены его близким другом Беллой Ахмадулиной, а выставки его работ проходили в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и галерее «Дом Нащокина».
Гуэрра — обладатель «Оскара» за сценарии к фильмам «Казанова» (1966); «Фотоувеличение» («Блоу-ап», 1967); «Амаркорд» (1976), «Ночь св. Лоренцо».
Сценарии Тонино Гуэрра восемь раз были отмечены главной наградой Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветвью» («Приключение», «Забриски пойнт», «Блоу-ап», «Ночь св. Лоренцо», «Амаркорд», «И корабль плывет», «Путешествие в Цитеру»).
В 1995 году он был награжден премией Московского международного кинофестиваля «За вклад в мировое кино».
Тонино Гуэрра являлся почетным доктором наук университетов: Урбино ( Италия), Бордо (Франция), российских ВГИКа и Университета кино (Санкт-Петербург).
К 90-летию поэта и художника в 2010 году в московском Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Мед» по поэме Тонино Гуэрра.
Тонино Гуэрра был неоднократным гостем эфиров российского телеканала «Культура». В 2007 году он рассказал о себе в программе «Линия жизни».
Последнее время Тонино все больше ссылался на некоторую грусть. Грусть, которая теперь в нем. Как-то он даже сказал жене, Элеоноре Яблочкиной, что чувствует себя покинутым домом. «Я живу в небольшом городке Пеннабилли, по-итальянски это называется «борго». Это несколько старинных домов, церковь, а вокруг много покинутых домов. И я их всегда навещаю. И эти покинутые дома я сейчас вспомнил вот почему. После сорока, подходя к окну, мы все чаще и чаще видим из него не то, что есть на самом деле, а то, что хочется видеть. Вот, например, в той долине, которую я вижу из своего окна, я часто узнаю Россию. И, чем старше человек, тем он больше отдаляется от того, что составляет спектакль жизни или шедевры, на которые ездят смотреть туристы. Когда человек становится пожилым, в нем происходит нечто, что заставляет понять, что музыка дождя – это лучший концерт в жизни. Что самый большой спектакль – это когда падает снег.
Два мультипликационных фильма по сценариям Гуэрры поставил Андрей Хржановский, который вчера вернулся из Италии, куда специально летал навещать тяжело больного друга и коллегу. С Андреем Хржановским беседует обозреватель Радио Свобода Елена Фанайлова.
— Мы с женой знали, что Тонино плох и насколько он плох — разговаривали с ним почти каждый день. И когда мы поняли, что он уходит, и что приближается день его рождения, и что это последняя возможность увидеть его на этой земле, мы просто сели в самолет и полетели в Римини, в Сан-Арканжело, где Тонино родился и где сейчас находится и он, и Лора. Он был очень слаб, но то, как он реагировал на наш приезд, мы никогда не забудем. Когда его уговаривали принять хотя бы ложку, хотя бы глоток пищи, он сказал, что лучшая пища — это приезд друзей. Он держался очень стойко. Десятки, если не сотни людей в день его рождения пришли к его дому, чтобы поклониться ему. А когда он увидел огромный куст ромашек, который нам удалось там же, на рынке, купить, то он потянулся к этим цветам, как к памяти о России, которую он любил бесконечно. Так случилось, что и интервью последнее, которое он дал в этой жизни, было дано для меня в фильме, посвященном Белле Ахмадулиной, и последние слова в этом интервью он произнес по-русски: «Мне уже трудно полететь в Россию, но Россия всегда в моем сердце, Россия внутри меня, и Москва внутри меня навсегда». И дом в Сан-Арканджело, и дом в Пеннабилли — как говорили и Тонино, и Лора, его великая, счастливая и многострадальная спутница — будут всегда открыты для русских. Трогательно. И сам день рождения был трогателен еще тем, что сотни детей собрались под балконом Тонино и пели песни, Happy birthday to you в итальянском варианте: «Auguri, Tonino…» Детишки, а потом персонажи из фильмов Тонино и Феллини дефилировали по площади под музыку Нино Рота. Тонино уже был к этому безучастен, но, может быть, тем более это было и величественно, и печально, и удивительно.
— Смерть Тонино Гуэрры трудно представить физически, как и смерть Феллини, потому что они почти боги, бессмертные…
— Это действительно так. Тонино — человек, сравнимый только с титанами эпохи Возрождения. И, между прочим, не только потому, что он сделал как художник, писатель, поэт, как скульптор, изобретатель невероятного множества чудес, которые вошли в жизнь Италии, а потому, что он просто является таковым по мировосприятию и по своей философии. Это величайший гуманист, человек такой доброты и мудрости в то же время, и трезвости, и всепрощения, и артистизма, и глубины мысли, такого другого человека я не знал, и, видимо, уже не встретится такой.
— Как давно вы с ним были знакомы?
— Лора, с которой мы давно были знакомы, привела Тонино к нам в гости в 1975 году. Это было в Москве.
— Если судить о нем со стороны, он человек очень светлого мироощущения. Он и в жизни был таким?
— Абсолютно! Я даже не удержался и сказал ему об этом в очередной раз несколько дней назад, когда мы его видели в его тяжелейшем состоянии. Я сказал ему: «Ты похож на Чаплина». Я имею в виду и внешне, но и по сути своего светлого и ироничного, мудрого искусства. Человеком он был совершенно прелестным. Вспоминать все его шутки, глубоко философские высказывания, все его, что называется, заметки на полях — это длинная история. И я, конечно, постараюсь об этом вспомнить и оставить какую-то память о Тонино. Все, кто с ним общался, одарены им были бесконечно. А он умел для каждого человека, с которым знаком даже несколько минут, найти свой привет, свою точную реплику, пожелание, замечание. Не говорю об Италии, в России и по всему бывшему Советскому Союзу остались тысячи и тысячи его друзей и поклонников: и в Петербурге, который он обожал, куда мы с ним путешествовали не один раз, и на севере, в Вологде, и на Украине, и в Средней Азии. Один из афоризмов Тонино: оптимизм — это витамин жизни. Давайте даже в этой трагической ситуации сохранять веру в жизнь.
Оригинал публикации: Radio Free Europe / Radio Liberty / («Radio Free Europe / Radio Liberty», США)
Комментарии закрыты.