Российские протесты выдыхаются?
Протестное движение против состоявшегося в прошлое воскресенье избрания Владимира Путина президентом тает этой весной в российской столице намного быстрее, чем снег.
Сравнительно теплым и солнечным субботним днем на фешенебельную московскую улицу Новый Арбат обличать Путина, правление которого было продлено благодаря победе на президентских выборах с 12 до 18 лет, пришли около 10 000 демонстрантов.
Организаторы рассчитывали на намного большую явку. Они с надеждой говорили о том, что на митинг могут собраться 50 000 человек. Это точно соответствовало бы установленному гражданскими властями лимиту.
Как часто бывает в Москве при малейшем намеке на общественное недовольство, лабиринт узких улочек рядом с Новым Арбатом заполонили тысячи полицейских. Чтобы попасть после митинга в метро, демонстрантам пришлось бежать мимо длинного строя мрачных людей в полной защитной экипировке. Около 60 участников акции были арестованы за несанкционированный митинг еще до того, как истекли три часа, отпущенные на демонстрацию.
Два митинга против Путина, прошедшие после его новой победы были меньше и отличались меньшим энтузиазмом, чем те акции, которые проходили до выборов. Несмотря на все свои шумные заявления, оппозиция похоже осознает ситуацию. Ее слабеющие попытки повторить драматизм и динамизм Арабской весны, по-видимому, не возобновятся до 7 мая. Эта отдаленная дата была выбрана для следующего протеста потому, что Путин в этот день должен официально стать президентом, отдав пост премьер-министра действующему президенту Дмитрию Медведеву.
Подытоживая стоящую перед оппозицией дилемму, Ксения Собчак, богатая телезнаменитость, известная, подобно Пэрис Хилтон (Paris Hilton), в первую очередь своей известностью а также привычкой носить откровенные наряды, но в последнее время увлекшаяся политикой, заявила на демонстрации российским журналистам: «Невозможно всю жизнь ходить на митинги. Рациональный подход для людей в том, чтобы участвовать в политических митингах, посвященных конкретным темам».
«Стоит ли нам протестовать против фальсификации выборов еще шесть лет в надежде, что власти отменят результаты? В чем смысл этого?» — заявила Собчак, покойный отец которой был ближайшим союзником Путина.
Чтобы продвинуться вперед, тем, кто хочет избавиться от Путина на следующих выборах, необходимы новые лидеры, новая тактика, новые организации и новые программы, считает известный телеведущий и историк Николай Сванидзе, пришедший на митинг и высказавший свою точку зрения.
«Оппозиция должна искать новые формы, новые темы, новые позитивные креативные идеи, — утверждает Сванидзе. – Нельзя просто приходить на митинги, что-нибудь петь и расходиться по домам. Этого не достаточно».
Указывая на море флагов различных оппозиционных движений, он заявил: «Здесь есть единство, но это единство абсолютно разных идеологий. Единственное, что на самом деле объединяет оппозицию, — это Путин».
Илья Яшин, один из молодых лидеров движения «Солидарность», подвергавшийся аресту после уличной демонстрации в 2010 году, заявил, что, несмотря на падение посещаемости протестов, потенциал для политического «землетрясения» по-прежнему сохраняется. Он сравнил борьбу оппозиции с марафоном, в котором надо бежать временами быстрее, а временами медленнее. Критикуя тех, кто говорит, что у оппозиции нет планов на будущее, Яшин подчеркнул: «Есть общая платформа. Мы хотим честных выборов, демократических реформ, свободы пресс и независимых судов».
Пенсионеры Иван Сафронов и его жена Антонина, стоявшие на митинге на самом близком расстоянии от сцены, на которое полиция подпускала публику, предполагают, что ни сегодня, ни завтра политических перемен не будет, «но через год-другой что-то может измениться». «Любая диктатура рано или поздно заканчивается», — заметил Иван.
Подобные комментарии подталкивают Александра Гаврликова (так в тексте, — прим. перев.), учителя, участвовавшего во всех протестах этой зимы, к грустным философским размышлениям.
«Проблема в том, что наши люди не доверяют себе, — считает он. – Это вечная российская история. Вспомните, что происходило в России в 20 веке. Революция, гражданская война, Великая отечественная война. Самые энергичные наши люди были убиты, и мы привыкли к таким лидерам, как Сталин, Хрущев, Ельцин и Путин. Это у нас в крови. Эту ошибку мы делаем снова и снова».
Впрочем, несмотря на такие взгляды на трудную российскую политическую историю Гаврликов собирается снова выходить на улицу каждый раз, когда будет проходить очередной антипутинский митинг.
Оригинал публикации: Fisher: Is momentum dying among Russian protests?
Комментарии закрыты.