РОСОВСКИЙ Алексей Андреевич

«Каждый город имеет свою судьбу, но ее создают

люди,которые строят дома, заботятся о чистоте

и порядке на улицах, благоустройстве дорог,

площадей и парков. Все это вместе делает

город уникальным и неповторимым».

(А.А. Росовский).

Эти слова, сказанные много лет тому назад, стали пророческими. «По делам воздастся тебе». Эту простую народную истину украинский паренек Алеша Росовский усвоил с детства от отца, Андрея Петровича и матери, Марии Васильевны, скромных тружеников сахарного завода, что в Сумском районе Сумской области Украины. Здесь же 6 апреля 1923 года в заводском поселке и родился на свет Божий человек, о котором в дальнейшем узнают многие.

 

Неизвестно, как бы сложилась судьба Алексея, не поступи он после окончания школы на учебу в Сумской техникум химического машиностроения. Во время производственной практики он изучил все «премудрости» слесарного дела, познал труд кузнеца и чугунолитейное производство. Диплом защищал весной 1941 года. По распределению был направлен в город Куйбышев на завод Наркомата авиационной промышленности «Прогресс», где и проработал до 1956 года. На заводе Росовского определили конструктором в заводское бюро стандартизации, позже перевели на должность технолога в мастерскую крепежных изделий. Завод выпускал хомуты для трубопроводов, болты и гайки, заклепки – все, без чего ни один самолет не поднимется в небо. Шла война, и труженики предприятия писали рапорта с просьбой об отправки их на фронт. Писал и Алексей Росовский. Но здесь, на Волге, был свой фронт, и этот фронт требовал мужества и самоотдачи. Так что на передовую Алексея Андреевича не отпустили.

Работая на заводе Алексей Андреевич не забывал и о спорте, который любил с детства. Еще учась в техникуме, он играл в футбол за команду Сумской области. Приехав в Куйбышев, защищал ворота команды «Крылья Советов», был вратарем самого первого состава «Крыльев». Общеизвестно, что при плохом голкипере часто проигрывает даже очень сильная команда. Хороший вратарь отличается смелостью, решительностью, умением мгновенно принимать верные решения. Все это в полной мере относилось к Алексею Росовскому. Но травма колена заставила его покинуть футбольное поле в 24 года. Со спортом он, правда, не расстался. До 1951 года продолжал играть за завод в волейбол и даже входил в сборную Куйбышева. Позже, уже будучи на высоких должнстях, не забывал свои «Крылья». Всегда оказывал большую помощь родной команде.

В 1944 году Росовского приняли кандидатом в члены КПСС. К основной работе добавилась общественная. Вскоре он стал заместителем секретаря, затем секретарем парткома завода. В дальнейшем судьба распорядилась так, что секретарь Кировского райкома КПСС был направлен на учебу в Высшую школу при ЦК КПСС, и на его место был рекомендован Алексей Андреевич Росовский. Жизнь изменилась круто и сразу, а ему было всего 33 года. От ежедневных забот по выполнению производственных планов в авиастроении следовало срочно перейти к решению многочисленных «мирных» проблем, касаемых жизнедеятельности большого города и, в частности, Кировского района. Здесь, в районе Безымянки, катастрофически не хватало жилья для рабочих. Люди семьями ютились в бараках и подвалах. И поэтому своей первостепенной задачей молодой секретарь райкома определил строительство капитального жилья для тружеников предприятий. В результате тысячи семей получили благоустроенные квартиры, а дома, выстроенные в те годы, и сегодня стоят как символ трудового героизма.

В 1964 году начался новый этап в жизни Алексея Андреевича. Именно тогда он возглавил Куйбышевский горисполком. Находясь на этой должности, он своей приоритетной задачей ставил возведение жилья. За восемнадцать лет работы председателем исполкома, город Куйбышев стал вторым в СССР по количеству вводимой жилой площади, а горожане ежегодно получали по 10 тысяч новых квартир. Практически, с 1965 по 1982 годы под руководством А.А. Росовского был построен второй по величине город Куйбышев – настолько быстрыми темпами велись строительные работы.


 

Наряду с многоэтажками город получил парк имени Победы, парк имени 50-летия ВЛКСМ, был обустроен детский парк имени Ю.А. Гагарина. Немало внимания уделялось и объектам соцкультбыта. Это при А.А. Росовском был построен речной пассажирский вокзал с гостиницей «Россия», автовокзал «Центральный» в комплексе с гостиницей «Октябрьская», кардиологический центр и два хирургических корпуса больницы имени Н.И. Пирогова, Дворец Спорта ЦСК ВВС и ЦУМ «Самара», Дом молодежи и бассейны СКА, «Нептун», «Локомотив». Жителей города стали радовать широкоформатными фильмами новые кинотеатры «Старт», «Шипка», «Самара». Юные горожане получили от строителей 50 новых школ и 151 детское дошкольное учреждение.

Благодаря А.А. Росовскому был построен мост «Южный» через реку Самара, значительно облегчивший работу единственного городского моста, построенного еще в 1954 году. Алексей Андреевич уделял немало внимания и развитию общественного транспорта города. Так, по его инициативе были созданы северное трамвайное и троллейбусное депо и начато строительство Самарского метрополитена. Идея строительства метро родилась еще в 1966 году, но к ее реализации приступили только в 1977 году. Все это время ушло на согласование в Москве необходимости «подземки» в Самаре. Первый кубометр грунта, означающий начало строительства, был извлечен из самарской земли в 1980 году. И как бесценную память об этом и о своем участии в строительстве метрополитена, Алексей Андреевич хранит книгу, рассказывающую об истории создания метро с надписью «Прародителю самарского метро».

И еще в нашем городе есть два объекта, которыми по-праву гордится Алексей Андреевич. Первый – легендарный штурмовик Ил-2, найденный в Карельских болотах и восстановленный на родном заводе. И второй, который знает и стар и млад. Это – комплекс мемориального ансамбля в честь победы нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Горисполком выполнил пожелания ветеранов и ЦК КПСС о возведении на площади Славы мемориального комплекса. От конкурса на лучший проект монумента до создания проектной документации и сбора средств у населения на строительство – далеко не простой путь. Жители горячо откликнулись на призыв горисполкома и за короткое время было собрано 350 тысяч рублей. Значительную сумму внесли Покровская и Петропавловская церковь. Позже из средств городского бюджета было выделено еще 2 миллиона рублей.

«Мне пришлось непосредственно принимать участие в организации его проектирования, изготовления и установки, – вспоминает Алексей Андреевич, – Монумент Славы особенно красиво смотрится с проплывающих по Волге теплоходов». Открытие монумента состоялось 5 ноября 1971 года, и этот день был поистине праздником всех горожан. Работы по его установке велись четыре года, а главными помощниками А.А. Росовского были О.И. Ковалев, А.Г. Моргун, В.П. Земец, Б.И. Карякин и многие другие.

Нередко Алексею Андреевичу приходилось вступать в противоречия с Е.Ф. Муравьевым. И когда Муравьев был председателем облисполкома, и позже, когда стал первым секретарем обкома партии. Споры бывали конструктивными и казалось бы, во благо дела. Но… Муравьев все-таки не дал доработать Росовскому до пенсии… ровно год.

После увольнения Алексей Андреевич еще семь лет служил городу в должности заместителя председателя городской плановой комиссии, затем шесть лет на посту заведующего транспортным отделом горисполкома, где проработал до 2005 года. И всегда рядом была семья. Жена Зоя Васильевна, с которой Алексей Андреевич прожил шестьдесят лет душа в душу, и две любимые дочери.

Родина высоко оценила труд Алексея Андреевича Росовского. Он награжден четырьмя орденами Трудового Красного Знамени, его грудь украшают два ордена «Знак Почета», шесть правительственных медалей.

Он по-прежнему пользуется уважением жителей города. Именно поэтому 8 апреля 1993 года решением Самарского городского Совета народных депутатов по представлению администрации города Самары Росовскому Алексею Андреевичу присвоено звание «Почетный гражданин города Самары».

Материал 2009 года

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.