ПОЛЯКОВ Виктор Николаевич
Его имя, его биография, его труд золотыми буквами вписаны в историю отечественного автомобилестроения. Один из крупнейших в мире заводов, АвтоВАЗ, а также город Тольятти – новая точка на карте страны, созданы им с нуля. Его железной воле подчинялись люди и механизмы, а воспоминания о нём полны душевной теплоты. Честность и порядочность – эти качества были выражены в нем так же ярко, как и его инженерный талант, колоссальная трудоспособность, невероятная самоотдача делу. Заслуженной премией за столь высокий профессионализм и большую преданность своей профессии стали Правительственные награды: Орден Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный Труд», три Ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, звание Героя Социалистического Труда.
В.Н. Поляков родился в Томске, в 1915г. В 1930-м его принимают в школу Фабрично Заводского Ученичества. Уже тогда, среди своих сверстников, Витя выделялся сильным характером, лидерскими качествами и большим стремлением к успеху. Благодаря этому, уже в 22-летнем возрасте, он становится заместителем начальника цеха. В 1938 г., без отрыва от производства, Виктор Поляков заканчивает вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института и получает профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта.
Военная служба для Виктора Николаевича, вместо обычных двух лет растянулась на долгие семь. Трагический 1941 год призвал миллионы граждан на защиту Отчизне. В одной из ожесточенных схваток с немцами, в октябре 1941-го, Поляков был очень тяжело ранен. Казалось, что рана станет смертельной, но огромная жажда жизни, помогла ему справиться с этим повреждением и пройти всю войну до конца. Домой он вернулся лишь в 1946 году.
Фронтовые заслуги В.Н.Полякова отмечены орденами Красной Звезды (1945 г.), Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» (1943 г.), «За оборону Советского Заполярья» (1943 г.). «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945г.).
В 1965 году судьба свела его с Тольятти, сыгравшим в его жизни определяющую роль. Благодаря Виктору Полякову, бывший Ставрополь-на-Волге пережил свое второе рождение, превратившись в современный комфортабельный город.
Из воспоминаний В.Н.Полякова:
«В то время многое мы делали впервые — европейскую планировку квартир, комфортабельные общежития, широкие улицы, зеленую зону между городом и заводом. Мы пытались освоить наиболее современные методы не только на производстве, но и в организации жизненного пространства Автограда, в решении многих социальных вопросов».
Меньше четверти века прошло после войны. В городе росли новые, сверкающие блестящей белой фаянсовой плиткой дома. Люди переезжали из коммуналок в просторные комфортабельные квартиры. Мечта простого человека становилась явью.
1966 год — еще одна веха в истории Тольятти. Благодаря окончанию строительства Волжского Автомобильного завода ничем не примечательный до этого времени провинциальный город в одночастье становится автомобильным центром всей страны. Несложно предположить, что на должность генерального директора АвтоВАЗа был назначен человек, создавший завод с нуля — Виктор Поляков.
В 1975 году Поляков был назначен министром автомобильной промышленности СССР. Спустя 11 лет, в 71 год, он уходит на пенсию. Несмотря на это Виктор Николаевич продолжает работать, продолжая приносить пользу своей стране в качестве эксперта Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института и директора аналитического центра ОАО АвтоВАЗ.
Именно сила его мысли, преодолевающая и всеобъемлющая, помогла автозаводу выжить в условиях гиперинфляции и всеобщего падения производства 90-х годов. Кажется нереальным и непостижимым, как такая махина, как ВАЗ, чей производственный результат был жестко увязан с практически обанкротившимися предприятиями – поставщиками не пал жертвой экономического переворота, а продолжал работать, выпускать продукцию, и платить зарплату работникам.
Очевидцы помнят высокую, видную, суховатую фигуру Полякова, марширующую по цехам впереди колонны руководителей заводской администрации. Он шел неспешно, глядя себе под ноги. Казалось, не замечая ничего вокруг. Однако, в итоге выходило, что Поляков видел всё: недостатки, изъяны и недоработки. Распекал подчиненных сурово и жестко, а хвалил скупо и мало. Так происходило на АвтоВАЗе во время его руководства, так было, когда он занимал пост министра автомобильной промышленности. Но эти единичные похвалы их заслужившие помнят до сих пор. И дорожат ими ничуть не меньше, чем грамотами и наградами, потому что услышать одобрение из уст Полякова, означало пройти соответствие высшему критерию преданности своему делу. Позже, в своих воспоминаниях он отмечал: «Вазовский стиль работы являет собой сплав таланта, ответственности и любви к делу». Скромно умалчивая, что стиль АвтоВАЗа определял он сам.
И в 78 лет Поляков не только не искал покоя, а всякий раз оказывался именно там, где была крайне необходима его помощь. Когда в 1993г., в Набережных Челнах произошел пожар и выгорела сердцевина КамАЗа — Завод Двигателей, именно Виктор Николаевич возглавил временную консультативную группу при генеральном директоре ОАО «КАМАЗ» по восстановительным работам . Уже в декабре 1993 года Завод Двигателей вновь работал на полную мощь.
Поляков был колоссальной личностью. Он из тех, кто опровергает тезис: «Все мы заложники Судьбы и Истории». Этот человек сам вершил Историю и Судьбы. Поляков был обладателем грандиозного интеллекта, поставленного им на службу добра и созидания.
Восхищенное и трепетное отношение жителей города к его персоне сохранилось и сейчас, спустя уже 30 лет. Этот феномен безграничного доверия подтвердил и В.В. Каданников, стоявший во главе ВАЗа с 1988 по 2005 гг.,: «То, что мне повезло в жизни встретиться с этим человеком, для меня сравнимо по значению с собственным рождением».
Согласно своему завещанию, В.Н. Поляков был похоронен в Тольятти. К 90-летнему юбилею на территории АвтоВАЗа был установлен памятник основателю и первому генеральному директору завода. Хочется верить, что вазовцы выполнят наказ своего легендарного руководителя: «Я призываю лучшие силы, лучших специалистов завода пойти в поход за конкурентоспособность продукции и в борьбе добиться процветания отечественного автомобилестроения».
Материал 2006 года
Комментарии закрыты.