Планы Роскосмоса: аппараты будущего и полет на Марс
Проект новой космической стратегии России до 2030 года, подготовленный за полтора месяца, передан на обсуждение в правительство, академию наук и профильные ведомства, сообщает Роскосмос.
Содержание документа официально обнародовано не было, но выдержки из него опубликовала газета «Коммерсант».
Сам факт появления программы с приоритетами, направлениями развития и задачами вызвал у одних экспертов положительную оценку. Другие считают, что многие из целей, обозначенных в ней, не столь уж нужны для развития космонавтики.
Отсутствие внятной космической программы, по мнению специалистов, было одним из причин застоя в космической отрасли, который к концу прошлого года, по признанию главы Роскосмоса, находится в кризисе.
С другой стороны, эксперт в области космоса Вадим Лукашевич считает большим минусом тот факт, что такой важный документ был вынесен на обсуждение, пусть и в профильные, но все-таки в закрытые комиссии, вместо того, чтобы появиться в открытом доступе подобно законопроекту о полиции.
В конце концов, считает он, после серии аварий прошлого года налогоплательщики имеют право знать, как будут тратиться их деньги в будущем.
«Люди, которые тратят бюджет, готовы обсуждать то, как им его потратить с другими такими же людьми и организациями. Как тратить деньги, у нас решают люди, которые их и тратят», — сказал он.
Другой эксперт — Юрий Караш — считает, что ряд проектов, отмеченных в программе, будучи весьма дорогостоящими, не столь нужны для развития космонавтки.
Три приоритета Роскосмоса
О главной цели стратегии рассказал еще в середине февраля замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов — Россия должна остаться в тройке ведущих космических держав.
В тексте, который опубликовал «Коммерсант», выделены три приоритетных направления развития, которые должны обеспечить ее выполнение.
Это развитие и использование существующей техники, технологий и услуг, создание новых космических аппаратов, включая пилотируемые и беспилотные, а также работы по созданию технологий и проектированию аппаратов будущего, причем главной целью выделены подготовка к пилотируемой экспедиции на Марс и строительство орбитальной станции нового поколения.
Другими целями в проекте программы названы Юпитер и Венера, а также Луна.
К спутнику Земли планируется совершить ряд миссий с автоматическими аппаратами-луноходами, которые должны будут вернуться на Землю, а затем — отправить пилотируемую экспедицию по «демонстративному» облету Луны и, впоследствии, высадки на ее поверхности.
Орбитальная станция
Между тем, по мнению Юрия Караша, освоение Луны, как с практической точки зрения, так и с позиции демонстрации достижений, — невыгодно.
«Какой престиж в повторении американской лунной программы «Аполлон» через 60 лет после ее завершения?», — сказал он.
Эксперт отмечает, что строительство орбитальной станции нового поколения также нужно ни для развития космической отрасли, ни для достижения других практических целей.
«Начиная с 1971 года, человечество вывело на орбиту девять станций, из которых одна — станция «Мир» — проработала 15 лет, а МКС будет работать до 2020 года. Зачем воспроизводить это еще раз?» — спрашивает Караш.
Специалисты считают, что наиболее реалистичной частью проекта стратегии является цель по обеспечению практических потребностей России в космических аппаратах.
По данным «Коммерсанта», в программе содержится положение, согласно которому к 2030 году российские космические аппараты должны обеспечить потребности социально-экономической сферы, науки и обороны до 95% вместо 40% в 2011 году.
При этом, согласно тексту проекта, до 2020 года при производстве спутников предполагается использовать иностранную элементную базу, поскольку российская не соответствует мировым стандартам.
Ранее руководитель комиссии по расследованию причин аварии космического аппарата «Фобос-Грунт» Юрий Коптев сказал, что более половины микросхем, которые использовались при создании станции, не были предназначены для работы в космосе.
Цель- Марс
По мнению Юрия Караша, главной большой целью российской космической программы должна стать пилотируемая миссия на Марс или другую планету Солнечной системы.
«Пилотируемая космонавтика, не затирающая до дыр околоземную орбиту, а идущая за пределы лунной орбиты, в дальний космос, только в этом случае она может стать локомотивом развития науки и техники в России», — сказал он.
Марс, как цель для пилотируемой экспедиции, указан в одном из приоритетов развития космонавтики в России.
Об этом же в феврале говорил начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. «Сейчас мы обсуждаем с нашими коллегами воспроизведение эксперимента МАРС-500 на международной космической станции», — сказал он на пресс-конференции, посвященной набору в отряд космонавтов.
В 2011 году 4 ноября Нажать в России закончился 520-дневый эксперимент «Марс-500», в ходе которого шесть человек находились в замкнутом пространстве, имитируя длительную экспедицию на Марс.
«Конечная цель на сегодняшнем историческом отрезке исследования космоса человеком — марсианская программа. К нему мы будем стремиться, как и все международное сообщество», — сказал Алексей Краснов.
Между тем, на следующий день после публикации в «Коммерсанте» стало известно, что Роскосмос и Центр подготовки космонавтов продлили отбор кандидатов в космонавты.
Официально о причинах продления конкурса не сообщалось, но, по неофициальным данным, в отряд захотело вступить слишком мало претендентов.
Комментарии закрыты.