Олигархи предпочитают английское правосудие
Зарубежная пресса подводит итоги тяжбы Березовского с Абрамовичем в Лондоне. Слушания по этому делу завершились, вердикт судьи ожидается через несколько месяцев. Журналисты также рассказывают об иске Березовского к родственникам его покойного делового партнера Бадри Патаркацишвили.
«Олигархи выбирают английское правосудие» — так назвала свою редакционную статью Independent. Кажется странным, что иск Березовского к Абрамовичу слушается в Лондоне, но у этого факта есть два плюса, считает газета. Во-первых, разоблачены хаос, коррупция и правонарушения постсоветского российского бизнеса, во-вторых, британские юристы неплохо заработали в этот тяжелый для британской экономики период. «Утешительно знать, что еще больше олигархов ждут шанса представить свое дело на рассмотрение британских судей», — заключает издание.
«Борис Березовский уже победил» — утверждает в заголовке своей статьи в блоге на сайте Time журналист Уильям Ли Адамс.
Роман Абрамович недавно истратил 8 млн долларов на новогоднюю вечеринку, но на прошлой неделе в суде на его руке заметили часы за 140 долларов. «Естественно, британская пресса спросила вслух, уж не стал ли бывший торговец резиновыми уточками вести счет своим рублям?» — замечает автор. И предполагает, что такое возможно: «за последние 4 месяца характер и стиль жизни Абрамовича подвергались неустанным нападкам» на судебном процессе.
Березовский «в принципе интегрировался в британское общество: в суде он часто появлялся с красным маком в петлице — британским символом почтения к павшим воинам — и говорил на хорошем, если и не на идеальном, английском», отмечает автор. Абрамович, напротив, обычно чурается прессы и редко выступает на публике. На суде стало очевидно, что он еле говорит по-английски.
«Вне зависимости от исхода дела Березовский, возможно, уже выиграл. Разоблачив закулисные сделки и атмосферу российского бизнеса, больше напоминающую Дикий Запад, он подорвал позиции своего заклятого врага Путина», — полагает автор. Юрист Эдвард Мермелстейн назвал тяжбу Березовского с Абрамовичем «кошмаром для пиара Путина и его страны», выставляющим «в дурном свете всех российских чиновников и бизнесменов».
Правда, по Березовскому на суде тоже было нанесено несколько ударов — свидетели Абрамовича обвинили его в связях с чеченской оргпреступностью. Но Березовский «комфортно чувствует себя в роли злодея», считает Мермелстейн. Положение Абрамовича более рискованно, поскольку нападки могут сказаться на его отношениях с российским руководством. «Если Абрамовича изобразят в дурном свете, России придется заплатить за это слишком дорого», — заметил юрист.
The Times фокусируется на отношениях Березовского с Бадри Патаркацишвили в статье «Странная парочка и их необычайный лабиринт богатств». Это был неожиданный дуэт — бывший советский математик с большими способностями к политическим интригам и общительный грузин, по слухам, связанный с московским преступным миром, пишет журналист Алекс Спенс.
Благодаря своему нерушимому альянсу Березовский и Патаркацишвили приобрели колоссальное влияние и могущество, считает газета. Березовский назвал Бадри «самым близким и самым доверенным деловым партнером в моей жизни».
Однако теперь, спустя 3 года после смерти Патаркацишвили, Березовский судится с его родственниками за долю в наследстве. Он утверждает, что половина имущества Патаркацишвили принадлежит ему по соглашению, которое они заключили в 1995 году. Это доли в футболистах, золотых приисках, нефтяных месторождениях и даже в птицеферме общей стоимостью более 3 млрд долларов.
Вдова Патаркацишвили Инна Гудавадзе и другие родственники возражают, что любые соглашения покойного с Березовским были неформальными и не должны были распространяться на их деловые предприятия после отъезда из России. Судебные заседания начнутся в октябре.
В 1992 году Патаркацишвили переехал из Тбилиси в Москву и устроился в фирму Березовского, которая торговала автомобилями, напоминает издание. Березовский проникся к нему доверием и поручил ему управлять их финансовыми делами. Березовский утверждает, что вместе с Патаркацишвили и Абрамовичем стал инвестором «Сибнефти».
Позднее, по словам информированных источников, публичные высказывания Березовского против Путина вызывали дискомфорт у Патаркацишвили. «В 2006 году бизнесмены объявили о своем «экономическом разводе». Родственники Патаркацишвили говорят, что с этим все возможные претензии Березовского на имущество Патаркацишвили утратили свою силу. Березовский утверждает, что расставание было «дымовой завесой», дабы его политическая деятельность не повредила их холдингам», — говорится в статье.
Тяжбу за наследство усугубляет запутанность дел Патаркацишвили: «активы разбросаны по огромной сети офшорных структур, часто зарегистрированы на чужое имя».
Еще одну статью The Times посвящает вопросу «Что сталось с миллиардами Бориса?». Тяжба Березовского с родственниками Патаркацишвили, как предполагают инсайдеры, даст ответ «на один из самых интригующих вопросов процесса Абрамовича: что сталось с миллиардами долларов, которые владелец «Челси» выплатил Березовскому до их ссоры?» — пишет журналист Алекс Спенс.
В материалах суда, с которыми ознакомилась газета, Березовский утверждает, что после отъезда из России поручил свое богатство Патаркацишвили. Родственники Патаркацишвили категорично возражают.
«Дело также обещает раскрыть одну из главных загадок британского футбола последних лет», — пишет автор. Кто в 2006 году стал владельцем футболистов Карлоса Тевеса и Хавьера Маскерано?
В 2004 году олигархи занялись футбольным бизнесом — приобрели вместе с иранским бизнесменом Кией Джурабчяном бразильский клуб «Коринтианс», а затем — долю в вышеупомянутых аргентинских футболистах. В 2007 году Джурабчян выкупил их долю за 24 млн фунтов, но теперь Березовский, по словам информированных источников, требует часть этих денег.
Жизнь в эмиграции истощила капиталы Березовского. Некоторые полагают, что деньги у него на исходе, другие считают, что у него остается значительный капитал на офшорных счетах, замечает автор. По данным британских властей, в Великобритании Березовский не владеет крупными бизнес-активами. Однако он тратит миллионы фунтов в год на охрану, частные самолеты и т.д. «Березовский также потратил колоссальные деньги — сотни миллионов долларов, по некоторым оценкам, на финансирование политических партий и кампаний, направленных против Путина», — говорится в статье. Своей бывшей жене Галине Бешаровой он был вынужден заплатить 100 млн фунтов.
Адвокат Березовского Марк Гастингс говорит, что активы Березовского записывались на имя Патаркацишвили, чтобы избежать судебного преследования российской стороной.
«Дело, которое высвечивает истинные черты британского правосудия» — так называется статья журналиста Тома Пека в Independent. Адвокат Абрамовича Джонатан Сампшен полагает: британцы должны гордиться, что множество споров решаются по английскому законодательству, поскольку так решили стороны: «это кое-что говорит о качестве услуг, которые суды и юристы предоставляют в Англии».
Со своей стороны, автор замечает, что несколько миллионов фунтов из денег, нажитых на сделке Абрамовича с Березовским, перешли в бумажник Сампшена, а еще больше попало на счета британских фирм.
Когда же в апреле Михаил Черной начнет судиться с Олегом Дерипаской в Лондоне, он будет давать показания по видеосвязи. Черной не может въезжать в Британию из-за ордера на его арест, выданного Интерполом, но ему предоставлен полный доступ к ее судебной системе, удивляется автор. «Нас волнует только нажива», — заключает он, имея в виду британцев.
Комментарии закрыты.