Музей Второй мировой в Гданьске: от нацизма до коммунизма
В очередную годовщину начала Второй мировой войны в польском Гданьске, где прозвучали ее первые выстрелы, состоялась торжественная церемония закладки музея, посвященного самому кровопролитному конфликту в истории человечества.
Этот масштабный проект, стоимость которого оценивается в 120 млн долларов, должен быть завершен в 2014-м году.
Создатели музея хотят выдвинуть на первый план общность людских судеб, попавших в мясорубку страшной войны.
По замыслу инициаторов, это будет проект с общеевропейским характером, экспозиция которого была бы одинаково понятна всем вне зависимости от того, по какой стороне линии фронта находились их сограждане более 65 лет назад.
В то же время проект создания музея вызывает в Польше критику как справа, так и слева. Его авторов упрекают в политической ангажированности и тесных связях с нынешним премьером Польши Дональдом Туском, выходцем из Гданьска.
«Музей, какого нет в Европе»
Директор музея — историк Павел Махцевич — ставит перед собой амбициозные задачи, стараясь вписать историю Польши во время Второй мировой в общеисторический контекст, сделав экспозицию близкой для представителей разных стран.
Еще в ноябре 2007 года, вскоре после победы партии Дональда Туска на выборах, Махцевич выступил с тем, что можно назвать программной статьей в отношении нового музейного проекта.
«Дональд Туск в ходе своего первого визита в столицы Европы мог бы предложить идею создания в Варшаве музея Второй мировой войны, проекта с международным характером. В этом музее, какого пока нет в Европе, было бы место для демонстрации всего пережитого в годы войны, в том числе и с точки зрения народов, которые познали не только нацистский, но и советский тоталитаризм», — написал тогда Махцевич в Gazeta Wyborcza, одном из наиболее читаемых польских изданий.
Позднее, представляя концепцию нового музея, он заявлял, что на новой площадке «судьбы Польши и поляков будут, конечно же, представлены», но это не должно быть «сделано ценой умаления пережитого другими народами — в том числе немцами и россиянами».
«Нужно подчеркнуть, что мы не собираемся создавать музей польской мартирологии или музей польской военной славы, а площадку с универсальным посылом, в рамках которой события в Польши были бы частью более общей картины», — говорится в проекте концепции музея, подготовленной Махцевичем вместе с одним из его коллег.
Однако, как заявил польский премьер, принимавший участие в торжественной церемонии закладки в субботу, 1 сентября 2012 года, власти решились на постройку этого «нетрадиционного музея» для того, чтобы «польский голос был услышан». Иными словами, задача музея — представить в первую очередь польский взгляд на Вторую мировую.
При этом руководство музея утверждает, что он не может быть посвящен истории военного конфликта как такового. В центре музейной экспозиции будут находиться не перипетии боевых действий, а пережитое в годы войны гражданским населением, солдатами и военнопленными.
«Трагические судьбы русских и немцев»
Основной акцент при этом должен делаться на схожести людского опыта во время войны.
Так, с одной стороны, экспозиция будет уделять внимание трагической судьбе советских граждан, испытавших фашистскую оккупацию, а с другой — истории немцев и японцев, ставших в годы войны жертвами ковровых бомбардировок.
В отношении немцев предполагается осветить и «травму, связанную с вхождением в Германию Красной армии (грабежи и изнасилования)».
В то же время подход, используемый руководством музея, — когда на события Второй мировой войны смотрят с точки зрения гражданского лица, а не солдата — подвергается критике.
По мнению консервативного публициста Петра Семки из газеты Rzeczpospolita, в таком случае могут умаляться подвиги польских военных.
Ранее он также протестовал против того, что экспозиция музея будет построена по тематическому, а не хронологическому принципу.
В последнем случае она, по его мнению, напоминала бы о том, что поляки сражались с нацистами дольше всех в Европе.
Публицист выступил и против того, чтобы потери Польши в годы войны оказались на периферии экспозиции.
Замечания Семки не в последнюю очередь свидетельствуют о трудностях, связанных с попытками подойти к событиям войны, одного из самых чувствительных периодов новейшей истории в Европе, с общеевропейской точки зрения.
«Не уравнивать нацизм и коммунизм»
Одна из главных частей экспозиции будет касаться причин начала войны.
По мнению создателей музея, теми силами, которые стремились к разрушению существовавшего в 1920-е и 1930-е годы мирового порядка и в итоге развязавшими войну, были тоталитарные режимы.
Это — нацизм, фашизм, коммунизм и японский империализм.
Внимание планируется уделить также теме сотрудничества тоталитарных режимов между собой.
Однако глава создающегося музея призывает «не ставить знак равенства между нацизмом и коммунизмом» и «не входить в дискуссию, какая из систем была более преступной и почему».
«Фундаментальное значение должно иметь то, что обязательное моральное осуждение преступлений коммунизма — как, конечно, и нацизма — не означало бы появление антироссийской или антинемецкой экспозиций. Музей должен показывать решающий вклад СССР в победу над Третьим рейхом и возвращать, в том числе россиянам, память о военных страданиях советских граждан», — утверждается в концепции нового музея.
Война и победа «Солидарности»
Музей Второй мировой войны будет создаваться одновременно со строящимся в Гданьске Европейским центром профсоюза «Солидарность». Проекты возведения обеих музейных площадок связаны.
Махцевич подчеркивает, что последствия войны были преодолены только после падения «железного занавеса», в большой степени благодаря усилиям членов «Солидарности», которые выступала против политического режима Польской народной республики.
Ранее премьер-министр Дональд Туск, чьим советником является Махцевич, назвал выступление «Солидарности» в 1980 году в Гданьске «реальным концом Второй мировой войны».
Эту положенную в основу музейного проекта идею — то, что по-настоящему война закончилась только в 1989 году, а не как общепринято в 1945-м — раскритиковал обозреватель журнала левого толка Рrzeglad Кшистоф Пилавский.
Для него именно это является одним из основных свидетельств политизации музея.
По мнению популярного консервативного колумниста, концепция музея привлекает дополнительное внимание к политическим элитам, близким к премьеру.
Российский историк Алексей Исаев, занимающийся изучением Второй мировой, заявил в интервью Русской службы Би-би-си, что также с настороженностью относится к будущему музею в Гданьске.
По его словам, увязка проекта с послевоенными выступлениями против коммунистического режима говорит о том, что музей может рассматриваться его создателями как средство политической пропаганды.
В то же время ряд известных польских историков отмечает, что попытка построить экспозицию с точки зрения общеевропейской перспективы и опыта рядового обывателя, застигнутого войной, заслуживает уважения.
Комментарии закрыты.