МОУ ДОД “Детская художественная школа” г.о. Сызрань

Директор Анжелика Георгиевна Смирнова

Научить видеть красоту  окружающего нас мира; приобщить ребенка к творчеству; воспитать в юных художниках любовь к своей малой родине; пробудить интерес к культуре других народов  –  с этими и другими задачами уже более 40 лет успешно справляется педагогический коллектив Сызранской детской художественной школы. За годы деятельности этого культурно-образовательного учреждения из его стен вышли более 1000 выпускников, многие из которых стали профессиональными художниками. Разменяв четвертый десяток лет, “художка” (так ласково называют школу ее воспитанники) продолжает работать в лучших традициях русского академического реализма, сохраняя тем самым уникальный опыт ведущих мастеров этого направления для будущих поколений.

Детская художественная школа для провинциальной Сызрани – настоящий Храм искусств. Это видно и по ее архитектурному облику, и по той роли, которую учреждение играет в культурной жизни города. Школа расположена в одном из старейших и красивейших зданий, в особняке конца XIX века, где до революции 1917 года размещалась Земская управа. В этом культурно-образовательном центре постоянно проходят всевозможные выставки, семинары, конкурсы разных уровней – школьных, общегородских  международных. Одним из примеров может послужить выставка учебных и творческих работ XII Всероссийского фестиваля молодых дарований “Жигулевская палитра – 2008”. В экспозицию “Сызранские художественные сезоны” вошли творческие работы ребят из Тольятти, Октябрьска, Сызрани и других поселков и городов области. Статус учреждения настолько высок, что многие именитые художники с удовольствием участвуют в разных мероприятиях: проводят мастер-классы, устраивают персональные или совместные с юными живописцами выставки.

Рейтинг  школы в немалой степени обусловлен ее историей, связанной с такими именами, как Иван Прохорович Тимошенко, Николай Иванович и Людмила Даниловна Садовские и многих других педагогов, которые вместе с ними поднимали школу,  создавали ее имидж.

Основатель детской художественной школы и ее первый директор Иван Прохорович Тимошенко,  ученик Исаака Бродского, выпускник Ленинградской академии художеств. Благодаря его стараниям в 1967 году вышло постановление об открытии в Сызрани Детской художественной школы, первым местом прописки которой стало полуподвальное помещение в районе Образцовской площадки. Изначально в ДХШ учился 41 ребенок. Сегодня в ее стенах занимается более 400 детей, в числе которых внуки первых выпускников. Школа за свою историю сменила не одно здание, пока, наконец, не обрела постоянное место жительства в старом особняке на ул. Советской; пережила немало грустных и радостных  событий. Единственное, что оставалось неподвластным времени и обстоятельствам – это творческая атмосфера, поиск новых направлений в искусстве, высокий уровень преподавательского мастерства, а также традиции школы русского академического реализма, заложенные Иваном Прохоровичем Тимошенко. Принявший эстафету руководителя заслуженный работник культуры Николай Иванович Садовский основал на  базе ДХШ фонд художественных работ – бесценной коллекции детских рисунков. Благодаря этой уникальной коллекции в школе проводятся эксклюзивные выставки детского творчества 60 – 70-х годов прошлого столетия. В фонде хранятся и студенческие работы Ивана Прохоровича Тимошенко. Лучшие работы воспитанников прошлых лет, а также ранние творения корифея живописи часто используются на занятиях в качестве  образцов для подражания – и это немаловажный факт в образовательной политике школы.

Анжелика Георгиевна Смирнова вспоминает, что когда она приняла школу, которую до нее пестовали в течение нескольких десятилетий, ей оставалось только одно — не нарушая традиций,  расширить  сферы деятельности. Современные реалии требовали преобразований, поэтому, в первую очередь, реформированию подверглась структура школы: открылись новые направления, факультативы. Появились и новые приоритеты, такие, например, как работа с одаренными детьми. Сызранская детская художественная школа получила статус профессионального учреждения. Благодаря поддержке администрации города был произведен капитальный ремонт здания. После реконструкции заработал  выставочный зал, где сегодня экспонируются работы таких профессиональных мастеров, как Иван Прохорович Тимошенко, талантливый график Надежда Рушева, член Международного союза художников ЮНЕСКО Рамиль Гайфулин, педагоги ДХШ Ольга Неволина, Галина Ерошина, Анжелика Смирнова. В стенах школы стали регулярно проводиться методические семинары для повышения профессионального уровня преподавателей. В 2007 году здесь был открыт Ресурсный научно-методический центр “Кредо”, в фондах которого собраны методические программы и разработки лучших педагогов России. Сегодня в Сызрань, как в Мекку, с желанием поделиться или приобрести опыт съезжаются педагоги-художники со всех концов страны. Картинная галерея “MASTER” на базе ДХШ за годы своей деятельности пополнилась работами из восьми республик, семи краев и автономных округов. Здесь также представлены работы из  стран  ближнего и  дальнего зарубежья. С 2001 года в рамках фестиваля “Серебряные трубы Поволжья” в ДХШ ежегодно проводится   Международный  фестиваль  под   эгидой  ЮНЕСКО  “Мир вокруг нас”. С 2004 года галерея ведет выставочную деятельность и за рубежом: более полутора тысяч работ представлены французским и итальянским поклонникам живописи.  Но выставки и фестивали – это только небольшая часть жизни школы. Основное же время отдано ежедневной и кропотливой работе, постижению мастерства, процессу сотворчества между преподавателями и учениками, освоению новых знаний, приобретению навыков. Такие будни нельзя назвать серыми, поскольку каждая встреча с искусством для ребят – это праздник, яркий и незабываемый.


Сегодня школа работает по трем направлениям. Первая ступень – это подготовительное отделение для детей младшего возраста от 5 до 9 лет, вторая – основное художественное направление и третья ступень – курсы по подготовке в средние и высшие учебные заведения. Такая структура обучающего процесса выбрана неслучайно. Она позволяет решать многие задачи, связанные и с проблемой занятости подрастающего поколения, с раскрытием творческих возможностей ребенка, выбором дальнейшей профессии и, конечно же, качественной подготовки к поступлению в профильные учебные заведения. В основе  учебного процесса заложены и  воспитательные, и образовательные, и эстетические  функции. Школа выполняет также и большую психологическую работу. Ведь в ее стенах ребенок адаптируется к миру, самоутверждается, выплескивая на бумагу все свои положительные и негативные эмоции. Он  более устойчив к разным внешним воздействиям.

У школы налажены партнерские отношения с учреждениями культуры и искусства России и зарубежных стран, Московской академии живописи, ваяния и зодчества, художественными лицеями, училищами, колледжами и студиями.

Наряду с обязательными предметами: живописью, рисунком, станковой и декоративной композицией, скульптурой, историей искусств, в ДХШ целое многообразие дополнительных факультативов: основы этнографии, народно-художественное творчество, декоративная роспись, основы черчения, театральные дисциплины. По выбору направлений формируются классы.

Преподавателями школы разработаны интересные и по-своему уникальные программы и методики.  Некоторым нет аналогов. Например, декоративно-гуашевая роспись. Создатель этой методики — недавно ушедшая из жизни Елена Николаевна Казакова, художник и педагог с большой буквы. Раньше в ДХШ метод лаковой миниатюры даже не вводился из-за сложного многослойного производства. Основными компонентами технологии являются темпера (дорогостоящая краска) и сусальное золото. Елена Николаевна заменила темперу обыкновенной гуашью, оставив такое же многослойное покрытие, но уже с другим лаком. В результате получилось новое творчество, неповторимое по своей красоте и изобразительности, а главное – доступное даже для самых маленьких художников. За авторский программно-методический комплекс по предмету “Декоративно-гуашевая роспись” Елена Николаевна стала дипломантом X регионального конкурса профессионального мастерства “Учитель года. Самара”. За годы своей работы  она сумела сформировать свою школу лаковой миниатюры – Школу Елены Казаковой, одним из основных принципов которой стал исторический и эстетический контакт преподавателя и детей с творчеством народов, населяющих наш край. Свое видение мира, яркость образов, мастерство в прописи деталей Елена Николаевна передала своим ученикам, в работах которых узнаются те же краски и те же сюжеты, простые и незамысловатые, связанные с жизнью горожан, волжской природой,  архитектурой Сызрани. Ее девиз “Если самому не жить творчески, нельзя воспитать и вкус к творчеству” созвучен всему преподавательскому коллективу ДХШ. Постоянный творческий процесс, итогом которого становятся персональные или совместные с учениками выставки – неотъемлемая часть работы педагога-художника. Для преподавателей выставочная деятельность – это своеобразное подведение итогов, очередной виток в достижении мастерства, реализация творческих замыслов. В самореализации педагога как художника заложена огромная воспитательная функция. Дети, видя работы своих учителей, сами стремятся к достижению творческих высот. И неважно, какова планка этой высоты, и кто ее достиг: 5-летний, только что переступивший порог школы ученик, нарисовавший свой первый эскиз или старшеклассник, в творческом багаже которого немало интересных и профессионально выполненных работ.

Почувствовать себя творцом здесь может каждый, для этого созданы все условия. Начиная  с просторных аудиторий, отвечающих всем санитарным нормам, огромного хранилища методического и натурного фонда, организации поездок на выставки в разные города России, в летние и творческие школы Италии, Франции, отдыха в лагере в Раменском бору и заканчивая высоким уровнем подготовки. В результате, учащиеся школы неоднократно становились лауреатами и дипломантами всероссийских и международных конкурсов, стипендиатами премий губернатора Самарской области и Министерства культуры РФ. Высокую оценку школы дал в своем поздравительном письме по случаю 325-летия Сызрани ответственный секретарь Комиссии по делам ЮНЕСКО в России Георгий Орджоникидзе, особо отметив ее деятельность “по сохранению культурного разнообразия народов России и обмену творческим опытом, способствующим, в частности, налаживанию межкультурного диалога”.

В работах учащихся Сызранской детской художественной школы сквозным мотивом проходит тема родного края, территории, на которой столетиями живут народы разных культур. Школа, выполняя свою высшую миссию – воспитание будущих граждан страны, через искусство учит своих питомцев бережно сохранять традиции этого созвездия наций, умению вести межкультурный диалог, в процессе которого, изучая других,  мы познаем себя.

Материал 2009 года

 

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.