Московская съемочная группа была в шоке от самарских сугробов
Московская съемочная группа была в шоке от самарских сугробов
На этой неделе Самару «взорвала» сенсационная новость — прямо в центре города на всеобщем обозрении у нас снимают кино! Художественный полнометражный 12-серийный фильм по мотивам романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» — новая работа компании «Москино» и режиссера Сергея Урсуляка. В картине задействованы Сергей Маковецкий, Евгений Дятлов, Александр Балуев, а также… более сотни самарцев. На протяжении двух дней горожане могли не только лицезреть процесс кинопроизводства, но и сами принять участие в съемках нескольких эпизодов будущего фильма. Среди прочих самарских «кинозвезд» затесался и «Репортер».
Съемки начались с уборки снега
Все началось рано утром во вторник, 22 марта. Уже к семи часам на перекресток улиц Ульяновской и Садовой стали съезжаться более десятка фур. По улице суетливо бегали люди с рациями, камерами, фотоаппаратами и прочей аппаратурой. Вскоре появились мини-трактор и четверых дворников, которые с усердием стали расчищать в округе снег.
— Надо же! За всю зиму такого не было! — удивлялись спешащие на работу местные жители.
Сначала с тротуара на перекрестке исчезли сугробы. Потом с крыши дома №30 рабочие счистили весь снег и сбили сосульки. Ломом дворники несколько часов долбили на пешеходных дорожках толстый лед. К полудню участок длиною в 60 метров был идеально чист.
Хотите сниматься в кино?
Затем на перекрестке стали парковаться ЗИС-5 (в простонародье «трехтонка»), «Победа», ГАЗ-М1 (он же «эмка»), ГАЗ-61, ГАЗ -67 и еще какой-то ГАЗ в виде «скорой помощи». Каждый из автомобилей не позднее 1941 года выпуска. Ретромобили, правда, приезжали не своим ходом – каждую притащил эвакуатор. Но тут же автораритет проверили на жизнеспособность. Завелись все машины, кроме «скорой», — она «пыхтела», «кашляла» и даже «плевалась», но поехать на своих колесах так и не смогла.
В завершение картины на перекрестке из трех автобусов выгрузился странного вида народ – в потрепанных ватниках, солдатских шинелях, плешивых полушубках, с шалями, фуражками и шапками-ушанками. На улице тут же образовалась толпа из зевак.
Для съемок массовых сцен народ с самого утра отбирали прямо с улиц. Во-первых, накануне по городу расклеили объявления. Во-вторых, кинобригада разместила информацию в Интернете. А в-третьих, киношники даже обратились за помощью на местную биржу труда — ведь за съемки самарцам еще и платили. Аж по 500 рублей.
— Но людей все равно пришло мало, — поделилась с «Репортером» Елена, отвечающая за подбор актеров в массовку. — Нам не хватало 30 человек. В 10 утра мы как оголтелые бегали по городу и приставали к прохожим – хотите сниматься в кино? А народ пугался.
В итоге в первом дне съемок приняло участие 70 самарцев.
Снег поменял планы
В час дня на площадке все было готово к съемкам. Наконец, появился режиссер Сергей Урсуляк, а вместе с ним приехал Евгений Дятлов, играющий одну из главных ролей. Актер был полностью загримирован, одет в шинель и фуражку, но съемки с его участием в этот день почему-то так и не состоялись.
— Не переживайте, впереди у нас еще 15 дней, и, думаю, мы успеем снять все, что необходимо, — раздав автографы массовке, произнес он на прощание. — А еще за это время я надеюсь посмотреть ваш чудесный город.
Киношная бригада должна была работать в Самаре до 4 апреля. Предполагались съемки в нескольких местах города – на главных улицах, в старом центре, возле филармонии, на 116-м километре, у моста через реку Сок… Но, подолбав пять часов кряду снег на небольшом пятачке на Ульяновской, киношники решили пересмотреть свои планы.
— Работать совершенно невозможно! — призналась «Репортеру» исполнительный продюсер картины Светлана Бозган. – Мы не ожидали, что в Самаре столько снега. По сюжету картины у нас поздняя осень, а у вас тут лед в 20 сантиметров толщиной!
В среду съемок не было — группа приводила в порядок реквизит, просматривала отснятый материал, продумывала дальнейшие действия. А главное – искала не очень заснеженное место в городе, чтобы снять хотя бы еще один эпизод.
Четверг, 24 марта, стал последним днем съемок бригады Сергея Урсуляка в Самаре.
Одели по военной моде
Самарцев, снимавшихся в массовке, снова обзвонили и опять попросили прийти. Но теперь уже народ и сам валил к цирку, в гардеробе которого расположились выездные гримерные и костюмерные. К выдаче реквизита тут же образовалась очередь. Перед съемками женщинам запретили накладывать макияж, многих даже заставляли стирать лак с ногтей. Сережки и колечки также остались под запретом. Мужчин же перед съемками просили не бриться.
Из костюмерной женщины выходили недовольные. Мода в военные годы не отличалась изысками. Всем самарчанкам надевали плотные телесные чулки, которые подвязывались простыми черными резинками. На ноги обували шерстяные чуни или грубые кожаные сапоги. С верхом дела обстояли еще хуже. В ассортименте костюмерной имелись необъятных размеров черные и коричневые юбки, вязаные размытого цвета свитера в шарушках, а поверх – рваные ватники, драповые пальто непонятного покроя и шубки из «чебурашек». На головы повязывали платки, надевали ушанки, пилотки или береты. Длинные волосы заплетали в косички, короткие подвивали или прятали под шапку или шаль. В общем, не пофарсишь.
Зато мужчины после переодевания сияли как медные пятаки. Каждый второй будущий «солдат» пытался поучить костюмеров надевать портянки, «офицеры» так вообще тут же задирали нос, а главное — откуда-то появлялись и военная выправка, и чеканный шаг…
Забавнее всех выглядели ребятишки. Пальтишки, ватники и штаны им надевали поверх современных зимних комбинезонов – получались весьма упитанные «дети войны».
Улицу Фрунзе переделали
Еще с утра в четверг съемки планировались в районе филармонии. Туда даже отправили несколько машин для подготовки площадки. Но приехавшие на место специалисты постановили: снежные завалы не разгрести, и в итоге все съемку перенесли на улицу Фрунзе (по сюжету действие происходит в Саратове). Сюда снова понаехала куча машин (с собой киношники привезли даже два передвижных биотуалета), на эвакуаторах доставили ретромобили, а улицу стали преображать.
Напротив дома №57 появилась автобусная остановка 2-го маршрута. Некоторые окна в знаменитом доме Челышова заколотили и завалили мешками с песком. Досками забили даже вход в один из подъездов. Когда кто-нибудь из жильцов хотел войти или выйти из дома, деревянный щит откручивали, а потом тут же прикручивали обратно.
Главной героиней на площадке была актриса Лика Нифонтова, по совместительству супруга режиссера Сергея Урсуляка. По сюжету она выходила из автобуса и на остановке становилась свидетельницей драмы – контуженный военный с перемотанной головой падал под ноги людей, ждущих автобус. Она его поднимала. Вот это незамысловатое действие снимали почти пять часов!
Сначала массовке раздавали роли.
— Вот вы, вы и вы – заходите в автобус, а вы – тетя со скрипкой – выходите из него, вы поедете в автобусе, а вы пойдете направо, мужчина будет курить, солдат завернет в подъезд, — молоденькая помощница режиссера тут же организовала полсотни человек на пятидесяти квадратных метрах. – Приготовиться к репетиции!
Внимание, мотор! Заново…
Сначала все шли слишком медленно, потом слишком быстро. После третьего прогона, когда все получилось весьма неплохо, включили снег-машину, и, наконец, начались сами съемки.
Правда, к этому времени энтузиазм у актеров массовки потихоньку сошел на нет. Сам эпизод-то небольшой – всего пару минут, но зато в перерывах между дублями можно было просто окоченеть от холода. Пока все встанут на исходную позицию, пока вернется на свои места неповоротливая военная техника, пока режиссер раздаст новые задания… А ведь еще и движение по Фрунзе не перекрывали. Люди в машинах и трамваях выворачивали головы, проезжая мимо. Каждый старался притормозить, успеть сфотографировать, помахать ручкой.
Некоторые самарские водители пытались припарковаться на расчищенном от машин и снега для съемок участке дороги, мол: «Я на минуточку!». Пешеходы тоже хотели «прикоснуться к прекрасному». Первый дубль записи испортила девочка Сюзанна, которая вышла в ключевой момент из подъезда прямо за остановкой. Она была так увлечена разговором по мобильному телефону, что даже не заметила, что происходит вокруг.
Второй дубль чуть не запорол какой-то мужчина в ярко-синих джинсах. Ему срочно приспичило перейти через улицу. Он даже чуть не подрался с охранником, буквально врываясь в кадр. Его пришлось удерживать вдвоем — к охраннику присоединился помощник режиссера. Но пока разбирались с мужиком, в кадр залез дедуля из того же злополучного подъезда.
— Устроили тут черте что! – проворчал дед, заходя домой.
Самара станет российским Голливудом?
Снимали еще и еще, снова и снова. А потом то же самое, но с другого ракурса. В пятом часу, когда кто-то из съемочной группы сказал: «Все, спасибо, снято!», люди уже валились с ног.
Массовка расселась по автобусам, в цирке быстро сдали реквизит, и – финальный аккорд дня – каждый получил по пятисотке за рабочий день.
— А мне понравилось, — сказал бывший почтальон, а ныне безработный Алексей Столяров. — Утомительно, конечно, но не пыльно. В Москве вообще, говорят, много народу только так деньги и зарабатывают. Вот бы и к нам киношники приезжали почаще!
Кстати, режиссер Сергей Урсуляк тоже заметил, что Самара – город, не избалованный киногруппами.
— А ведь у вас большой потенциал, — сказал он. — Центр города прекрасен, и если его не застроят новыми зданиями, то все киностудии будут работать в Самаре.
Что ж, посмотрим. А пока съемочная группа взяла тайм-аут из-за погодных условий. Ведь на самарских улицах предполагалось снимать осенние эпизоды фильма, а у нас снег метет. Пока у нас отсняли три эпизода – на улицах Ульяновской и Фрунзе, а еще в квартире, где как раз был задействован Евгений Дятлов. Также планируется еще один съемочный день, где в кадре появится Сергей Маковецкий. Об этом читайте в следующем номере «Репортера».
О чем кино?
Фильм снимается по самому известному сочинению Василия Гроссмана — роману «Жизнь и судьба», написанному в 1950-1959 гг. Роман признали «антисоветским», рукопись и машинописные экземпляры у писателя изъяли. Чудом сохраненная копия с помощью Андрея Сахарова, Булата Окуджавы и Владимира Войновича была вывезена на Запад и впервые опубликована в Швейцарии в 1980 году. В СССР первая публикация состоялась в 1988 году, через 24 года после смерти автора.
Основное внимание в книге отведено обороне Сталинграда. Писатель показал самоотверженность простых людей, готовых на любые жертвы, чтобы отстоять свободу и независимость Родины.
Сергей Маковецкий сыграет в фильме московского ученого-физика Виктора Штрума, эвакуированного с семьей на волжские берега. Лика Нифонтова — его тещу. А Евгений Дятлов — полковника танковых войск Петра Новикова
Режиссер Сергей Урсуляк
Снимал телепрограмму дог-шоу «Я и моя собака» (1995-1996 гг.), документальный цикл «Новейшая история» (НТВ, с Е. Киселевым, 1999-2000 гг), кинокартины: «Русский регтайм» (1993 г.), «Летние люди» (1995 г.), «Сочинение ко Дню Победы» (1998 г.), «Неудача Пуаро» (2002 г.), «Долгое прощание» (2004 г.), сериалы «Ликвидация (2007 г.), «Исаев» (2009 г.).
Комментарии закрыты.