КОЗЛОВ Дмитрий Ильич

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

 

Это название, взятое из одноименного фильма, как нельзя лучше подходит к тексту о человеке, посвятившем свою жизнь космосу. Его имя, некогда засекреченное для общественности, было известно лишь узкому кругу лиц. Однако, его дела, научные разработки и конструкторские идеи были известны и в нашей стране, и во всем мире. Родина высоко оценила вклад этого человека в освоение Вселенной, одно лишь перечисление наград и заслуг хватило бы на целую книгу. Дважды Герой Социалистического Труда, кавалер четырех орденов Ленина, ордена Октябрьской Революции, орденов Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени, Лауреат Ленинской, двух Государственных премий СССР и одна Государственная премия РФ, Заслуженный работник промышленности СССР и Заслуженный деятель науки и техники СССР – далеко не полный список его наград и регалий. Но давайте знакомиться. Имя этого человека – Дмитрий Ильич Козлов.

 

 

Дмитрий Ильич родился 1 октября 1919 года в городе Тихорецке Краснодарского края в рабочей семье. После окончания Пятигорской средней школы в 1937 году, он уехал в Ленинград, где поступил в военно-механический институт. Великая Отечественная война заставила его прервать учебу и перевернула всю жизнь. Уже на восьмой день после ее начала студент пятого курса Дмитрий Козлов вступает в Народное ополчение и добровольцем уходит на фронт. Свое «боевое крещение» рядовой стрелкового батальона Ленинградского фронта Дмитрий Козлов принял в бою под Лугой. Первое ранение, госпиталь, и снова в строй. Обороняя Ленинград, он помогал возводить ладожскую «Дорогу жизни», спасал сотни обреченных на вымирание блокадников. Судьба благосклонно отнеслась к воину, словно ангел-хранитель незримо охранял его, уводил от верной гибели. Однажды, он чудом не оказался в машине, ушедшей вместе с людьми и продовольствием под лед. Второй раз, грузовик в щепки разметало взрывом через миг после того, как его покинул Дмитрий Ильич. Каждый военнослужащий на войне, будь то солдат или офицер, рискует жизнью. Никто не застрахован ни от пули, ни от шальных осколков. Не был застрахован и Дмитрий Ильич. Во время снятия блокады Ленинграда в бою под Ораниенбаумом он получил свое второе ранение. Третье ранение лейтенант Козлов получил летом 1944 года под Выборгом – во время атаки разрыв вражеской мины лишил его руки. Для людей слабой воли обретение инвалидности означает крушение надежд, потерю смысла жизни. Дмитрий Ильич оказался сильным человеком, сумевшим противостоять боли, преодолеть недуги, доказать и себе и окружающим, что еще нужен и обществу и стране.

 

После демобилизации из армии Дмитрий Ильич Козлов вернулся в родной институт, по окончанию которого, летом 1946 года, был направлен на артиллерийский завод в подмосковный город Подлипки. В том же году Дмитрий Ильич в составе группы специалистов выезжает в Восточную Германию, где в институте Нордхаузен занимается изучением материальной части и технической документации гитлеровского «оружия возмездия» – ракеты ФАУ-2.

 

Бывшие союзники СССР в Великой Отечественной войне, американцы, вывезли в конце войны и готовые ракеты, и их создателя Вернера фон Брауна с группой немецких инженеров и советским специалистам во главе с С.П. Королевым пришлось воссоздавать ракету «с нуля». И ее сделали. Однако, ракета с радиусом полета в 320 километров не могла стать оборонным щитом страны. Перед советскими учеными и конструкторами была поставлена серьезная задача – создать ракету, способную преодолевать значительные расстояния. Вместе с С.П. Королевым инженер-конструктор Д.И. Козлов занимается разработкой баллистической ракеты Р-5, а с 1951 по 1958 год наряду с Р-5 и Р-5М ведущий конструктор Д.И. Козлов работает над созданием межконтинентальной баллистической ракеты Р-7А.

 

Требовательный к себе, Дмитрий Ильич был требователен и к своим подчиненным. Сложившаяся конфронтация в мире, гонка вооружений и стремление США первыми покорить космос заставляли советских ученых и конструкторов космической техники работать на опережение американцев. И наша страна, благодаря С.П. Королеву и Д.И. Козлову стала первой и ведущей державой в освоении космического пространства. В октябре 1957 года ракета Р-7 успешно вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли. Затем были полеты четвероногих космонавтов – Белки, Стрелки, Лайки. Все это наносило удар по престижу Америки, укрепляло позиции Советского Союза.

 

С 1958 года начинается новый этап в жизни Дмитрия Ильича, связанный с городом на Волге. Здесь, в Куйбышеве, заместитель главного конструктора ОКБ-1 Д.И. Козлов на базе Первого Государственного авиационного завода (ныне завод «Прогресс») занимается организацией серийного производства ракеты Р-7. Куйбышевский филиал ОКБ-1 под руководством Д.И. Козлова, наращивая производство, выпускал более полусотни межконтинентальных ракет ежегодно. Это и позволило лидеру страны Никите Сергеевичу Хрущеву говорить о том, что в Советском Союзе производство ракет «сопоставимо с выпуском сосисок, настолько их много». Оборона страны была под надежной защитой. Но и этого было мало. ЦК КПСС и Правительство СССР ставят перед С.П. Королевым и Д.И. Козловым новую задачу – запуск ракеты с космонавтом на борту. И эту задачу ракетостроители выполнили, а весь мир рукоплескал первому покорителю космоса Юрию Гагарину.

 

Под руководством Дмитрия Ильича Козлова на базе ракеты Р-7 создаются новые модификации ракетоносителей для пилотируемых космических кораблей – «Восток», «Молния», «Союз». С 1962 года Дмитрий Ильич и возглавляемое им конструкторское бюро занимается созданием космических комплексов и аппаратов специального, народно-хозяйственного и научного назначения. Гордостью страны стали искусственные спутники Земли – «Фотоны», «Бионы», «Ресурсы», добрую и неоценимую службу Отчизне оказали космические аппараты «Фрам», «Янтарь», «Зенит», «Орлец».

С 1967 года Дмитрий Ильич Козлов становится первым заместителем Главного конструктора Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), начальником и Главным конструктором Куйбышевского филиала ЦКБЭМ, а с 1974 года – начальником и Главным конструктором Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ), с 1996 года – Генеральным директором -Генеральным конструктором Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс». Дмитрий Ильич – автор более двухсот научных трудов и изобретений в области автоматических космических комплексов. Высокая ответственность, возложенная государством на плечи бывшего фронтовика Великой Отечественной войны сочеталась с не менее ответственной работой в ведущем ВУЗе страны. Член-корреспондент Российской Академии наук, действительный член Академии космонавтики имени К.З. Циолковского и Академии технологических наук Российской Федерации Д.И. Козлов на протяжении многих лет заведовал кафедрой «Летательные аппараты» в Самарском аэрокосмическом университете имени С.П. Королева. Под его руководством стало возможным обогатить страну большим числом высококвалифицированных специалистов, ученых и практиков в области ракетной техники. Дмитрий Ильич создал в «ЦСКБ-Прогресс» дружный коллектив творческих работников, способных к выполнению любых ответственных и сложных задач. Его сил и трудолюбия хватало и на общественную работу. На протяжении ряда лет Дмитрий Ильич неоднократно избирался членом Куйбышевского обкома КПСС, депутатом Куйбышевского областного Совета народных депутатов.

 

С 2003 года Дмитрий Ильич Козлов является Почетным Генеральным конструктором «ЦСКБ-Прогресс». Несмотря на свой возраст, его отличает ясность ума, безграничное желание трудиться на благо страны. Это благодаря его трудам в центре г.о.Самары, на проспекте Ленина устремляется в неведомые дали знаменитый ракетоноситель Р-7. А в благодарность его труду на родине Дмитрия Ильича, в Тихорецке, установлен бронзовый бюст. В этом – признание Почетного гражданина Самары, Самарской области и г.Тихорецка, первопроходца космоса, покорителя Вселенной. Человека, подарившего людям дорогу к звездам.

Материал 2008года

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.