ЗЕМЕЦ Виктор Петрович
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор…»
Эти строки из известной песни советских лет как нельзя лучше отражают жизненный путь Виктора Петровича Земеца, Генерального директора Куйбышевского авиационного завода, Героя Социалистического Труда, Лауреата Государственной Премии СССР, кавалера многочисленных орденов и медалей, депутата Куйбышевского областного Совета народных депутатов, делегата ХХV и ХХVI съездов КПСС. Именно он, вместе с инженерами и рабочими авиационного завода помогал Родине преодолевать пространство и простор, — создавая и выпуская в полет боевые и пассажирские самолеты, многие из которых и сегодня продолжают свой путь в небе.
Виктор Петрович Земец родился 17 апреля 1917 года в Воронеже, в рабочей семье. После окончания строительного техникума пришел работать на Воронежский самолетостроительный завод. С должности старшего плановика цеха приспособлений, а чуть позже начальника участка производственного цеха Воронежского самолетостроительного завода началась трудовая биография Виктора Петровича. Работе он отдавал себя целиком, уважал труд и людей труда, товарищей по производству. Тогда, в конце тридцатых годов, для обеспечения обороноспособности СССР требовалась боевая авиация, и комсомольцы завода, в их числе и Виктор Земец принимали активное участие в стороительстве самолетов АНТ-25 и знаменитого впоследствии Ил-2.
Мирные планы заводчан, как и всего населения страны перечеркнула Великая Отечественная Война. С ее началом Воронежский самолетостроительный резко увеличил выпуск штурмовиков Ил-2. Но их катострофически не хватало. Работали круглосуточно, в две смены по двенадцать часов. И уже в августе 1941 года за помощь фронту завод был награжден орденом Ленина. В этом есть и заслуга Виктора Земеца. В конце лета на заводские корпуса упали первые немецкие бомбы. Правительство СССР и Госкомитет Обороны принимают решение об эвакуации завода в глубь страны, в тыловой Куйбышев, куда начинают отправлять эшелоны с оборудованием на неизвестную доселе станцию «Безымянка». Ветераны производства по сей день помнят, как нелегок был тот путь эвакуации, с какими трудностями довелось столкнуться в первую военную осень и зиму здесь, на левом берегу Волги. Завод запустили практически с колес. Под открытым небом спешно строились заводские корпуса, и еще в недостроенных выпускали «Илы». В этом поистине героическом труде принимал участие и Виктор Петрович Земец. Здесь, на Волге, в годы войны он работал начальником участка, начальником смены, начальником конструкторско-технологического бюро цеха.
Они выстояли, вышли победителями в самой страшной войне в истории человечества. Куйбышеские самолетостроители сделали для фронта десятки тысяч штурмовиков Ил-2, «летающих танков», названных гитлеровцами «черной смертью». На заводе их именовали просто — «ильюшами». Позже, о трудовом подвиге куйбышеских авиастроителей творческой группой киностудии «Мосфильм» во главе с народным артистом СССР Евгением Матвеевым сняли художественнный фильм «Особо важное задание». Виктор Петрович Земец, будучи Генеральным директором КуАЗа, оказал большую помощь съемочной группе в изготовлении десятков макетов штурмовиков в натуральную величину. Он же близко к сердцу принял предложение восстановить поднятый из карельских болот легендарный Ил -2 и, после его реставрации на родном заводе, штурмовик установили на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова как символ боевой и трудовой доблести волжан. Виктор Петрович был и одним из создателей Монумента Славы — он охотно откликнулся на просьбу отлить на заводе фигуру рабочего человека, держащего в руках крылья. Но все это произойдет позже, в семидесятые годы, а в пятидесятых-шестидесятых годах требовалась реконструкция производства и переход на выпуск новых, более современных летательных аппаратов. Ими и стали стратегический бомбардировщик Ту-95 и среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-154, в создании которых Виктор Петрович принимал самое непосредственное участие.
В 1969 году Виктор Петрович Земец становится Генеральным директором крупнейшего в СССР Куйбышевского авиационного завода, который он возглавлял до 1986 года. Забот у Генерального прибавилось, о чем убедительно говорят цифры — только за первые десять лет его руководства объем производства на КуАЗе вырос в 4,5 раза, производительность труда в 3,5 раза, а число сотрудников предприятия, включая ИТР, рабочих и непромышленную группу достигло 26,5 тысяч человек. Кроме непосредственных задач, связанных с самолетостроением, Генеральный директор решал и многочисленные вопросы непроизводственной сферы. Особое внимание он уделял строительству жилья для работающих на заводе. Ежегодно возводилось по 16-18 тысяч квадратных метров жилья. Рабочие переселялись из бараков в благоустроенные квартиры.
«Чем больше работы на заводе, тем больше можно прибыли получить, тем больше построим квартир»,- говорил Виктор Петрович. Параллельно со строительством новых микрорайонов воздвигались детские сады, медицинские учреждения, в том числе профилакторий, дом отдыха «Сокольи горы», турбазы у Волги, детский лагерь здоровья на берегу реки Кондурчи. А в центре Безымянки, где когда-то в начале сороковых выгружали станки и оборудование эвакуированного завода, был построен Дворец спорта авиационного завода, в те годы единственный в стране зимний легкоатлетический комплекс. Его и по сей день ветераны предприятия зовут Дворцом спорта имени Виктора Земеца. За заслуги в развитии промышленного и гражданского строительства Виктор Петрович был удостоен премии Совета Министров СССР в области строительства.
По-мнению людей, работавших под началом этого замечательного человека, Виктор Петрович был и мечтателем, и практиком. Он мечтал сделать жизнь рабочего человека достойнее и прикладывал к этому немало сил. «Главной заботой Виктора Петровича всегда были люди труда — простые рабочие, среди которых он пользовался огромным авторитетом и доверием» (А.В. Львов, бывший начальник отдела научной организации труда и технической информации Куйбышевского авиационного завода).
За свою практическую деятельность, личные заслуги перед страной и обществом Виктор Петрович Земец в 1979 году был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина.
По долгу службы В.П. Земецу доводилось встречаться с партийными и государственными деятелями СССР, космонавтами и артистами, о чем говорят многочисленные фотодокументы, собранные в экспозиции Музея истории завода, созданного по инициативе самого Генерального директора к 30-летию Победы. Немало он сделал и для города Куйбышева, ставшего ему родным. Именно поэтому, решением Исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатова от 17 июня 1982 года Виктору Петровичу Земецу «За успешную работу в области самолетостроения, большой вклад в развитие жилищного и культурно-бытового строительства в городе, активное участие в общественнной жизни» присвоено звание «Почетный гражданин города Куйбышева».
Спустя десять лет после этого Виктора Петровича не стало. Но память о нем живет в сердцах людей, которые знали его, учились у него, работали с ним. И в честь этого замечательного человека было предложено улицу Псковскую в Самаре переименовать в улицу Виктора Земеца.
Материал 2009 года
Комментарии закрыты.