Закон подлости: кризисы в российском атомном подводном кораблестроении

В конце 2013 года российский военно-морской флот объявил о том, что на реализацию планов по модернизации девяти атомных подводных лодок класса «Акула» уйдет больше времени, чем ожидалось. Первая «Акула» будет выведена из боевого состава на три года, так как именно столько продлится модернизация. Остальные восемь лодок планируется модернизировать быстрее, но на эту работу в полном объеме уйдет как минимум десять, а скорее всего, ближе к пятнадцати годам. Модернизация включает замену большей части проводки и электрических систем, а также оборудования по загрузке-выгрузке ракет. Будут заменены или модернизированы многие механические системы. В конечном итоге флот должен получить гораздо более тихую субмарину, что очень важно в подводной войне.

 

В начале 2013 года российский ВМФ с большим оптимизмом говорил о планах модернизации девяти «Акул». Первые лодки этого класса были введены в строй в 1984 году, а всего было построено 15 подводных крейсеров. После распада Советского Союза в 1991 году от строительства некоторых лодок отказались, и часть уже выведена из состава флота. Последняя «Акула» была введена в эксплуатацию два года тому назад, после чего ее сдали в аренду Индии.

 

На смену этим 8100-тонным лодкам должны были прийти субмарины нового класса «Ясень». Но пока сделать это не получается из-за проблем с «Ясенями». Более того, российский ВМФ получает недостаточно средств на замену своих быстро стареющих атомных подводных лодок, в связи с чем было принято решение об инвестировании более 100 миллионов долларов на модернизацию и переоборудование в течение года-двух каждой из имеющихся «Акул», чтобы сохранить их в составе флота еще лет на 10-20.

 

На модернизацию первой «Акулы» уйдет немного больше времени (как минимум три года), потому что после окончания холодной войны в 1991 году значительная часть технической документации по этой лодке была утеряна, а многие инженеры и техники ушли с военных верфей на пенсию или на более высокооплачиваемую работу в гражданском секторе. Это не было учтено, когда в начале 2013 года объявляли о планах модернизации. Поэтому для поиска достаточно квалифицированного персонала и разработки методов разборки и сборки всех девяти «Акул» понадобится больше времени.

 

Между тем, в 2012 году было две задержки со строительством лодок класса «Ясень» (это атомные подводные лодки c крылатыми ракетами). Морские испытания показали, что реактор вырабатывает недостаточно мощности, а характеристики бесшумности лодки в подводном положении ниже требуемых. Слабая и шумная лодка неприемлема для флота, и ВМФ требует, чтобы кораблестроители все исправили до 2014 года. Но это невозможно из-за нехватки квалифицированных кадров, способных провести такого рода работы. Эта проблема породила целую серию постыдных неудач.

 

Ранее некие неназванные проблемы с первой субмариной класса «Ясень» привели как минимум к годичной задержке с вводом ее в строй. Если это последняя задержка, то первая лодка этого класса войдет в состав флота спустя двадцать лет после начала строительства. Такого рода проблемы встречаются не только на строительстве «Ясеней». Другие новые лодки также сталкиваются с многочисленными трудностями на этапе проектирования и строительства.

 

В начале 2011 года экипаж первого «Ясеня» в количестве 50 человек впервые вывел свою лодку в море, или по крайней мере, повел ее в плавание по портовой акватории. Морские ходовые испытания планировалось начать спустя три месяца, но сначала надо было на малом ходу убедиться, что все работает нормально. Эти испытания в гавани посчитали вполне успешными. Но потом все пошло не так как надо, стали накапливаться проблемы, и это вызывало одну задержку за другой.

 

Российское подводное кораблестроение с трудом выживает с 1991 года, когда закончилась холодная война. В конце холодной войны было прекращено строительство многих подводных лодок, а тем, что избежали этой печальной участи, пришлось десять и более лет ждать своей очереди на достройку, так как денег не хватало. В 2006 году сколотили первый экипаж лодки «Ясень», и он приступил к обучению. С тех пор и по сей день он находится в режиме ожидания. Экипаж сегодня продолжает тренировки на своей новой лодке, которая к настоящему времени должна была войти в строй. В 2009 году было начато строительство второго «Ясеня». К концу десятилетия Россия планировала завершить постройку шести лодок этого класса.

 

Строительство первой лодки под названием «Северодвинск» началось в 1993 году, а в состав флота ее планировалось ввести в 1998-м. Но спустя несколько лет работа как-то застопорилась. Строительство возобновили в 2004 году. Если эта работа не будет прервана, вторая субмарина класса «Ясень» должна быть готова менее чем через шесть лет. Но с учетом нынешних обстоятельств лучше вести речь о семи или восьми годах.

 

9500-тонные «Ясени» имеют на вооружении 24 крылатых ракеты, а также восемь торпедных аппаратов (калибр 650 миллиметров). Некоторые крылатые ракеты имеют дальность пуска более 3 000 километров, остальные же называют «убийцами авианосцев». Применение более крупных торпедных аппаратов позволит производить из них пуски ракет, а также более мощных торпед. У «Ясеней» в состав вооружения входят новые «умные» торпеды с возможностью самонаведения, созданные специально для этой лодки. Но и у этих новых торпед на этапе разработки появляются проблемы, из-за чего от них могут отказаться.

 

«Ясени» — это высокоавтоматизированные субмарины, а поэтому экипаж там в два с лишним раза меньше, чем у новых американских лодок класса «Вирджиния», где его численность составляет 134 человека. Основу проекта «Ясень» составляют атомные подводные лодки более ранних поколений «Акула» и «Лира». Вначале Россия намеревалась построить 30 «Ясеней», но сейчас самая оптимистичная цифра для нее — это восемь субмарин. Поэтому и понадобилось модернизировать лодки времен холодной войны, чтобы иметь в составе флота приемлемое их количество.

 

Оригинал публикации: Murphy’s Law: Crises In The Russian Nuclear Sub Industry / (“Strategy Page”, США)

 

http://inosmi.ru

ВСЕ НОВОСТИ… 

 

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.