Борьба России за то, чтобы ООН оставалась коррумпированной: взгляд изнутри

При своей встрече в Сочи генсек ООН Пан Ги Мун и президент РФ Путин должны были обсудить гражданскую войну в Сирии, утверждает обозреватель Foreign Policy Колум Линч. Но Путин, Лавров и Шойгу подняли другую тему. “Серия реформ ООН, направленная на оптимизацию миллиардов долларов, которые расходуются на миротворческие силы ООН, несла угрозу для коммерческих интересов России. Путин и его “команда национальной безопасности” вежливо, но твердо надавили на главу ООН, требуя пойти на попятный”, – пишет автор, ссылаясь на несколько “высокопоставленных источников в ООН, которые были проинформированы о встрече”.

 

По словам автора, это “лишь очередной пример того, как Россия поигрывает дипломатическими бицепсами, чтобы защитить свое коммерческое положение в ООН. На протяжении большей части минувшего десятилетия Россия вовлечена в систематические усилия, цель которых – препятствовать попыткам искоренения коррупции в сфере расходов ООН”, говорится в статье. По словам автора, российская сторона “вытеснила реформаторов ООН”, “вырвала клыки у организаций, осуществляющих мониторинг”, “заблокировала внутренние бюджетные реформы, цель которых – снижение издержек”.

 

Линч утверждает, что антиреформистские усилия России всего сильнее ощущаются в области аренды авиации для ООН (“оборот этого рынка – 1 млрд долларов в год”). По его заключению, Россия пользуется несправедливыми преимуществами.

 

Российские предприниматели предоставляют ООН и другим международным организациям дешевые самолеты и вертолеты. В секторе аренды вертолетов для миротворцев ООН доля российских фирм – 75%.

 

Правда, есть конкуренты – Украина, производящая сходные вертолеты. США, Германия, Франция, Италия, Испания тоже ищут новые возможности для бизнеса, поскольку миссия НАТО в Афганистане сворачивается, отмечает автор. Эти страны неофициально выражают тревогу. “Они утверждают, что система закупок ООН несправедливо подогнана в интересах российской авиации: условия тендеров – например, требуемая вместимость (более 20 пассажиров) – составлены так, чтобы исключить большинство конкурентов”, – говорится в статье. Запад встревожен также тем, что многие из ключевых сотрудников ООН – “в том числе заведующий снабжением, украинец, и специалист по авиации, россиянин – уроженцы стран, сильно заинтересованных в авиационном рынке”, говорится в статье.

 

Впрочем, официальный представитель Департамента миротворческих операций ООН Кьеран Двайер заявил, что система “сдержек и противовесов” не позволит ни одному чиновнику единолично устанавливать требования к авиации. Двайер отметил, что вертолеты “Ми-8” действительно играют ведущую роль в операциях миротворцев, но сослался на их ценные особенности: “радиус полета, грузоподъемность, экономность”.

 

Однако Управление услуг внутреннего надзора ООН – организация, которая должна выявлять внутреннюю коррупцию в ООН – заявила: тот факт, что к тендерам не допущен более широкий спектр воздушных судов, создал “большой риск приобретения услуг по воздушным чартерным перевозкам дороже, чем необходимо”, пишет автор, ссылаясь на конфиденциальный отчет об аудиторской проверке.

 

В отчете подтверждены некоторые тревоги, высказанные западными державами, и указано на риск возможного сговора среди поставщиков вертолетов, пишет автор. В отчете от декабря 2012 года отмечается, что крупнейший поставщик вертолетов для ООН состязался за контракты с филиалами, находящимися в полной собственности. Эта практика “еще более подчеркивает срочную необходимость в мерах по ослаблению риска сговора”, говорится в статье. Правда, там не упоминается, какие воздушные суда получают преференции, нет названий поставщиков и сведений о том, из каких они стран.

 

Несколько лет назад ООН попыталась реформировать сферу снабжения. Но Россия энергично воспротивилась, утверждает автор. Например, она попыталась изгнать специалиста, которого перевели в Нью-Йорк для усиления надзора. Несколько лет российское правительство также затягивало переговоры о реформах снабжения в бюджетном комитете ООН, пишет автор, ссылаясь на западных дипломатов.

 

Со своей стороны, полпред РФ в ООН Чуркин сказал в интервью: “Вообще говоря, мы немного встревожены количеством реформ. Мы не против конкуренции. Мы понимаем, что бизнес – это всегда конкуренция. Но мы не хотим жульнического бизнеса”.

 

Автор возвращается к майской встрече генсека ООН в Сочи. “Российское руководство было особенно встревожено планами передать полномочия по аренде вертолетов полевым миссиям и логистическим центрам ООН в Энтеббе (Уганда) и Бриндизи (Италия)”. Этот шаг ограничил бы влияние делегации РФ в штаб-квартире ООН, полагает автор. Российская сторона также возразила против модернизации тендеров и плана по повышению “мобильности персонала”.

 

“Россия сопротивлялась попыткам модернизировать воздушный флот ООН в плане более экологичных технологий, современных систем безопасности и более эффективного потребления топлива”, – говорится в статье.

 

Когда в Конго потерпел аварию “Ми-8”, сотрудник штаб-квартиры ООН потребовал поставить на вертолеты ООН дополнительную систему безопасности. Но высокопоставленный чиновник ООН отменил это решение. “Дипломаты ООН вопрошают, не было ли это сделано под давлением России”, – замечает автор.

 

Источник: Foreign Policy

 http://inopressa.ru

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.