Большинство регионов не будет вводить двухуровневые выборы мэра до осенней избирательной кампании

В понедельник, 26 мая, президент Владимир Путин подписал поправки в закон о местном самоуправлении (МСУ), сообщает РИА «Новости». Поправки в закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятые принятый Госдумой 20 мая, предполагают несколько вариантов устройства муниципалитетов.

 

Именно вариативность сторонники поправок называют сильной стороной закона. При этом противники нововведений указывают на то, что нововведения губительны для избирательной системы и задуманы как инструмент давления на независимых мэров.

 

Первые обещания единороссов весной 2014 года принять закон о новой реформе МСУ прозвучали в декабре, после оглашения Послания президента Федеральному собранию, в котором Владимир Путин заявил о необходимости усиления местного самоуправления и напомнил о положительных результатах земской реформы 150-летней давности. Тогда же были разработаны два варианта реформы, в которых предполагалась отмена выборов мэров. В одном случае предусматривалось создание одноуровневой системы МСУ, в другом — формирование на урбанизированных территориях «городских агломераций».

 

Уже 11 марта в Госдуму был внесен законопроект, отменяющий прямые выборы глав крупных городов с районным делением. Это относится к 67 городов России, 56 из которых — региональные центры.

 

Итоговый вариант закона, одобренный Госдумой, стал компромиссом между двумя вариантами, предложенным околокремлевским Институтом социально-экономических и политических исследовании (ИСЭПИ). После первого чтения законопроекта, вызвавшего громкие споры, ИСЭПИ предложил оставить вариант прямых выборов мэров, правда, со многими условиями и допущениями.

 

По новому закону регионы должны сами определять, как избирать глав муниципальных образований: прямым голосованием населения или из состава представительного органа власти. Депутаты региональных заксобраний в течении полугода должны выбрать одну из двух моделей местного самоуправления.

 

В результате в России появятся два новых типа муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В крупных городах создают собственные советы депутатов на уровне районов, из которых, в свою очередь, будет формироваться городская дума.

 

В муниципальных районах (объединение городских и сельских поселений) также появится представительный орган. Депутатов в него делегируют от дум поселений, входящих в состав района. Туда также могут войти и главы поселений.

 

Главу местной администрации, или так называемого сити- менеджера, в руках которого сосредоточены все хозяйственные рычаги, будут назначать по контракту на срок от 2 до 5 лет, предусмотренный уставом. Кроме того, предусматриваются его прямые выборы населением.

 

На откуп местному самоуправлению Дума оставила «несгораемый остаток» полномочий: 13 — для сельских поселений, 16 — для всех остальных типов муниципальных образований. Субъекты также могут делегировать местному самоуправлению дополнительные вопросы местного значения, подкрепляя их деньгами.

 

Регионы не будут спешить с реализацией нового закона о реформе местного самоуправления и с переходом на новые модели организации МСУ, а Кремль не будет их торопить, пишет РБК.

 

Первоначально основным замыслом реформаторов был переход на двухуровневую модель: население избирает районные думы, а те формируют городскую думу, которая избирает мэра и участвует в назначении сити-менеджера, однако в ближайшие месяцы может она может появиться лишь в Челябинской области. Там уже готовятся к проведению общественных слушаний по вопросу о выборе новой системы. Помимо Челябинска вопрос обсуждался в нескольких регионах, но так и остался нерешенным.

 

Главная причина молчания регионов — отсутствие сигналов из Кремля. Губернаторы явно ждали, что получат хотя бы намек от Владимира Путина на заседании президентского совета по местному самоуправлению, которое проходило в понедельник, но и там никаких установок регионам не дали, пишет РБК со ссылкой на источник, участвовавший в подготовке мероприятия.

 

В Кремле молчат потому, что до осени там думают только о региональных выборах, которых на этот раз будет очень много, а контролировать регионы в сфере МСУ пока просто не успевают, приводит издание мнение политолога Ростислава Туровского. Кроме этого, в администрации президента опасаются возможных конфликтов между районными и городскими думами, которые очень вероятны при двухуровневой системе. Поэтому закон, по всей видимости, предварительно обкатают на регионах, где в любом случае не будет массовых протестов.

http://www.newsru.com

ВСЕ НОВОСТИ…

Комментарии закрыты.