Безбарьерная среда в Самаре — норма жизни.

БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА ИНВАЛИДОВ САМАРЫ

 

Сегодня, если затрагиваются проблемы инвалидов в СМИ, упоминают о безбарьерной окружающей среде. Но упоминается об этом как-то вскользь, не вдаваясь в подробности. Что же из себя на самом деле представляет безбарьерная окружающая среда и каковы ее особенности для инвалидов по зрению в Самарской области?

С этим вопросом мы обратились к председателю Самарской областной организации Всероссийского общества слепых Анатолию Григорьевичу Казанцеву.

— Это создание таких условий, когда человек с ограниченными возможностями мог бы максимально, самостоятельно, без посторонней помощи ориентироваться и чувствовать себя уверенно в том окружении, в котором он находится,- сообщил Анатолий Григорьевич. – Имеется ввиду передвижение по улице, в транспорте, возможность доступа в помещения социальной сферы, в учреждения здравоохранения, культуры, социального обслуживания. То есть, это все окружение человека.


— Но ведь это сложно в условиях большого города?

— Да, действительно, в условиях большого города это сложно. Движения в направлении снижения этих барьеров уже начались, потому что Российская Федерация в 2012 году рацифицировала конвенцию о правах инвалидов, где одна из статей так и называется «доступность». В реализации этой конвенции каждый регион РФ принял свою программу «Доступная среда». Действует эта программа, рассчитанная до 2015 года и в Самарской области. В ней предусматривается и анализ ситуации, и оборудование объектов, создание

возможности для участия инвалидов в общественной жизни, в реализации своих избирательных прав, это участие в социокультурных, спортивных мероприятиях, все, что составляет доступную среду. Эта программа принята не только на уровне области, но и по рекомендации губернатора в каждом городском округе и муниципальных образованиях. Безусловно, они разные по масштабности, по финансированию, которое выделяется из федерального бюджета.


-Безбарьерная среда касается и сельских жителей тоже?


— Совершенно верно, Сегодня порядка 30% сельских поселений оборудованы пандусами, поручнями и другими средствами доступности. Раньше единственным направлением обеспечения безбарьерной среды было наличие звуковых светофоров. Ведь нахождение незрячего человека на улице сопряжено с массой трудностей. Это и само движение, и посадка в транспорт, возможность ориентации и нахождения нужного объекта. Сегодня и здесь у нас наметилось некоторое движение. Это, прежде всего, оборудование компактного проживания инвалидов по зрению. В Самаре таких районов пять. Это не только звуковые светофоры и ориентировочные поручни, это и разметка улиц, помогающая в передвижении слабовидящим.



— У инвалидов немало проблем с наземным транспортом, но и с подземным, похоже, тоже.


— В метро, прежде всего, должны быть оборудованы ступени, окрашенные яркой рельефной краской, первая и последняя на лестничном марше. То есть, незрячий человек должен знать, где начинается, а где заканчивается лестница. Во-вторых, на платформах должны быть обозначены такими же рельефными покрытиями места, для безопасности человека. В Самарском метро таких покрытий практически нет. Многое сделано на железнодорожном вокзале. Там проложены к платформам тактильные рельефные плиты, по которым можно определить край платформы. В филармонии, к примеру, есть рельефный план – микросхема, по которой можно определить, где что находится. Прекрасно оборудована набережная реки Волги от речного вокзала до улицы Льва Толстого и на Волжском проспекте. Там есть и поручни, и тактильные плиты, что удобно для незрячего человека. Мы пытаемся сегодня провести проект «Говорящий город». Еще в 2013 году мы направили свои предложения в администрацию города с тем, чтобы оборудовать один из трамвайных маршрутов и остановочных пунктов по его следованию специальными устройствами, которые называются «радиоинформирование и звуковое ориентирование инвалидов по зрению». Эта система разработана одной из петербургских фирм и уже внедряется в Сочи, в Казани. В чем принцип работы этого устройства? В местах остановочных пунктов трамваев ставятся стационарные радиоинформаторы. А в транспорте ставятся транспортные. Инвалид по зрению имеет у себя на руках индивидуальное абонентское устройство, которое принимает радиосигнал идущий от стационарного или транспортного информатора. Сигнал этот имеет радиус порядка 15 метров, что позволяет незрячему ориентироваться при подходе к остановке. Когда подходит трамвай, он получает сигнал, что это трамвай такого-то маршрута. Цена вопроса – 1 миллион рублей. Мы хотим внедрить эту систему в трамваях первого маршрута. Возможно, с помощью властей, нам удастся это сделать.


— Помогают ли горожане инвалидам по зрению сесть в транспорт или перейти улицу?


— Сегодня мы видим процесс улучшения ситуации. Настроение общества меняется в сторону милосердия к людям с ограниченными возможностями здоровья.


— Последний вопрос, Анатолий Григорьевич. Все мы ходим под Богом. Никто из нас не застрахован от несчастного случая, от потери зрения вследствие травмы или заболевания. Что Вы можете сказать таким людям, чтобы ободрить их?


— Во- первых, тем людям, которые не испытывают этих сложностей, хочу пожелать, чтобы они никогда их не испытывали. А тем людям, с кем это случилось, хочу пожелать не терпения, а борьбы. Потому что вся наша уставная деятельность направлена на то, чтобы инвалидность по зрению, а это страшный недуг, не поддался унынию. Нужно не теряться в этой ситуации, нужно приходить в нашу организацию. Мы уже 90 лет работаем для того, чтобы помочь незрячему человеку найти себя в новой обстановке, и не только продолжать жить, но и добиваться успехов. На это и направлена наша деятельность.

 

А как сами инвалиды относятся к безбарьерной среде?


Юрий Алексеевич Неупокоев в свои 70 лет является инвалидом по зрению I группы. Многочисленные операции офтальмологов ни к чему не привели. В детстве мальчик закончил специализированную школу для слепых, сумел получить высшее образование и свой недуг восполняет аналитическим математическим умом. На работу и с работы ездит на общественном транспорте притом, на одном привычном ему маршруте. По его мнению, в нашем городе немало делается в проектах беспрепятственной среды обитания. Но чем больше город – тем больше проблем. Это и транспорт, и дороги, и внутриквартальные парковки автомобилей. Незрячему человеку сложно без посторонней помощи бывает посещать даже продуктовый магазин. А если этот человек одинок, и помочь некому? В тех же условиях находятся рабочие ООО «Самараавтожгут». Вроде и проживание компактное, рядом с предприятием, и оформлены пандусы, другие элементы безбарьерной среды, однако, среди рабочих этого предприятия немало нареканий и в адрес руководства «Самараавтожгут», и в адрес администрации Железнодорожного района. Когда тебя окружает тьма, а в руке только трость, жизнь становится сродни аду.


Несколько лет назад в Волоколамске была организована школа по дрессировке собак-проводников. Еще недавно в Самарской области можно было видеть незрячих людей с собаками-проводниками. Ныне ситуация изменилась. Инвалиды по зрению неохотно принимают решение ехать в Волоколамск и только потому, что в нынешних условиях проживания весьма непросто содержать четвероногого друга, да и увеличение количества транспорта в городах делает проблематичным наличие собаки-проводника. Отсюда идет сам по себе инвалид с белой тросточкой плохо ориентируясь в месте своего пребывания и часто не надеясь на оказание посторонней помощи.

ВАДИМ БИЧИКОВ.


Комментарии закрыты.